Найти тему
Mankind

A’la Russe

Мы позволили себе расширить этот модный термин до масштабов культурного явления. А всё оттого, что именно русская эмиграция в первой трети XX века повлияла на формирование мировой моды как индустрии.

Княгиня Ирина Александровна Юсупова
Княгиня Ирина Александровна Юсупова

Русская модная экспансия началась с Дягилевских сезонов, однако тогда модники и модельеры лишь цитировали кокошники и сарафаны. Аутентичные головные уборы и наряды вместе с носителями приехали в Европу после революции. Львиная доля родовитых участников первой волны эмиграции нашла себя именно в швейном деле. Не из-за того, что не могла расстаться с красивыми туалетами, а потому, что умела их шить: графинь, княжон, в том числе и великих, с раннего детства учили кружевному, вышивальному и золотошвейному делу.

В 1924 чета Юсуповых основала в Париже дом IRFE. Во главе флагмана эмигрантской моды стали лично племянница Николая II Ирина Александровна и ее супруг Феликс Юсупов. Последний знаменит феноменальным богатством, гедонизмом, любовью к прекрасному и участием в убийстве Распутина. Предприятие, первоначально небольшое ателье, открывают на остатки капитала, которые удалось спасти от национализации. Мастерская располагалась на Рю Облигадо, ныне Рю Д’Аргентин, в изрядном удалении от центра. На этой окраине успели отметиться многие соотечественники: от композитора Сергея Прокофьева до мошенника Александра Ставиского.

Сотрудниками скромного ателье стали княжны Оболенские, княгиня Елена Трубецкая, князь Никита Романов. Под первый показ IRFE арендовали отель «Ритц» - помогли былые связи. Манекенщицами на дефиле также стали дворянки в изгнании. Наряды ли произвели настолько сильное впечатление, или парижская публика хотела блистать как наследницы великих фамилий, но марка снискала огромную популярность. Дела шли настолько хорошо, что IRFE переехал в самое сердце Парижа, на улицу Дюфот. Однако великую депрессию дело Юсуповых не пережило, закрывшись в 1931 году. Кстати, помимо модного дома Юсуповы основали еще и школу прикладных искусств имени Строганова.

Княгиня Мария Павловна (слева) и в модном доме Kitmir
Княгиня Мария Павловна (слева) и в модном доме Kitmir

Второе по величине модное производство в Париже, модный дом Kitmir, открыла двоюродная сестра Николая II - великая княгиня Мария Павловна. Оказавшись в эмиграции, внучка Александра II поначалу вязала свитеры и платья для одного из лондонских магазинов. Однако истинной её страстью были кружева и вышивка. В 1921 году она наняла трех вышивальщиц и заключила эксклюзивный семилетний контракт с Коко Шанель. Мадемуазель в тот период изрядно увлеклась «Русскими сезонами», музыкой Стравинского и великим князем Дмитрием Павловичем. Именно благодаря этому роману свет увидел аромат Chanel №5. Первую коллекцию сорочек для французской марки вышили всего четыре мастерицы, включая саму великую княгиню.

Звездный час Kitmir пришелся на 1925 год, когда в Париже прошла всемирная выставка современного декоративного и прикладного искусства Art Déco. Великая княгиня решила участвовать, чтобы хотя бы таким образом дать отпор Советам. Однако гран-при достался именно СССР. Помимо набивных ситцев с серпами и молотами делегация привезла не просто козырь, а непобедимого джокера – платья Надежды Ламановой. До революции она имела звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества» - опыт победил. Впрочем, Мария Павловна получила золотую медаль, диплом участника выставки и несколько лет цветной рекламы в модных журналах. Однако, несмотря на популярность Kitmir продержался лишь до 1928 года. Из благотворительных соображений Мария Павловна нанимала только русских вышивальщиц, а производство расширялось на деньги от продажи фамильных драгоценностей. Трехэтажный особняк со штатом в 50 мастериц стал приносить убыток и был поглощен французской вышивальной компанией.

Рекламный плакат модного дома Kitmir
Рекламный плакат модного дома Kitmir

Свекровь великой княгини Марии Павловны, княгиня Путятина, помимо работы в Kitmir имела собственное производство – шляпную мастерскую под непроизносимым для европейцев названием Chapka. В том числе там делали головные уборы в традиционном русском стиле, а главной манекенщицей была княгиня Трубецкая. Дела шли настолько успешно, что вторая Chapka открылась в Лондоне. Кроме того, рынок «сопутствующих товаров» обеспечивали дом белья «Хитрово», основанный Ольгой Александровной Хитрово, уроженкой старинного дворянского рода и дом белья «Адлерберг», графини Любови Владимировны Адлерберг.

Русская модная экспансия сошла на нет к концу 30-х годов. Однако стиль A’la Russe навсегда остался в ДНК ведущих модных домов. Так или иначе, его цитировали Yves Saint Laurent, Ralph Lauren, Dolce&Gabbana, John Galliano и, конечно же, Chanel.

Автор: Ксения Золотарёва