Найти тему
Арт с котом

Девушка с котом, чей портрет наводил ужас на светский Париж: несколько историй о Маргарите Матисс, дочери художника

У Матисса было не только великолепное чувство цвета, но и отличное чувство юмора. «Если б женщина с моей картины встретилась мне на улице, я бы испугался и удрал от неё», - говорил он. И тут же уточнял: "Но я создаю не женщин, а картины!"

А ещё Матисс считал, что картины нужны для того, чтобы радовать и успокаивать. И жизнерадостных полотен у него предостаточно.

Но в 1908-1910 годах Анри Матисс создал необычную серию женских портретов: их одобрили бы феминистки, но современников эти портреты пугали. Женщины на них были сильные, смелые, не жеманничали, а смотрели зрителю прямо в глаза. А из-за того, что художник использовал на картинах чёрные контуры, выглядели зловеще.

Картины Анри Матисса "Испанка с бубном", "Алжирская женщина", "Дама в зелёном", "Девушка с тюльпанами", "Девушка с зелёными глазами".
Картины Анри Матисса "Испанка с бубном", "Алжирская женщина", "Дама в зелёном", "Девушка с тюльпанами", "Девушка с зелёными глазами".

Самой жуткой картиной этого цикла оказался портрет дочери художника - 15-летней Маргариты Матисс.

В "пересказе" он даже мил: девушка гладит котика, она в нарядной белой блузке, на щеках у неё здоровый румянец. У картины приятный пёстрый фон: бирюзовый, розовый плюс жёлтый контур кресла. "Девушку с кошкой" у Матисса купила Сара Стайн (она была золовкой Гертруды Стайн - женой её старшего брата Майкла Стайна): гости, которые видели картину у неё дома, натурально приходили в ужас. Публика была не готова ни к такой манере художника, ни к тому, что женщины на портретах могут выглядеть независимым настолько, что кажутся агрессивными.

Анри Матисс. Девушка с чёрной кошкой. Портрет дочери художника Маргариты. 1910. Центр Помпиду. Париж
Анри Матисс. Девушка с чёрной кошкой. Портрет дочери художника Маргариты. 1910. Центр Помпиду. Париж

Маргарита Матисс (1894—1982) – единственная дочка художника. И одна из его самых любимых моделей. Художник всю жизнь экспериментировал со стилями - и на портретах дочери это тоже отразилось. Далеко не все они пугают. Вот, например, тот самый жизнерадостный Матисс:

Анри Матисс. Интерьер с читающей девочкой (портрет Маргариты). 1906. МоМА, Нью-Йорк
Анри Матисс. Интерьер с читающей девочкой (портрет Маргариты). 1906. МоМА, Нью-Йорк

Анри Матисс. Портрет спящей Маргариты. 1910. Частная коллекция
Анри Матисс. Портрет спящей Маргариты. 1910. Частная коллекция

Анри Матисс. Портрет Маргариты. 1906. Частная коллекция.
Анри Матисс. Портрет Маргариты. 1906. Частная коллекция.

Анри Матисс. Портрет Маргариты. Читающая девочка. 1906. Музей Гренобля
Анри Матисс. Портрет Маргариты. Читающая девочка. 1906. Музей Гренобля

Маргарита – внебрачная дочь Матисса, которую родила его модель Каролина Жобло. Через 4 года после появления на свет Маргариты художник женится на другой женщине - Амели Парейр: Матисс заберёт дочку в свою семью и будет воспитывать её вместе с женой, которая родит ему ещё двух сыновей. Воспитывать и постоянно писать её портреты.

Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907
Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907
На многих портретах Маргарита изображена с бархаткой на шее: украшение прикрывает шрам от трахеотомии. В шестилетнем возрасте девочка заболела дифтерией, от которой едва не умерла. В критический момент, когда она совсем задыхалась, пришлось прибегнуть к травматичной процедуре.

Анри Матисс. Маргарита. 1907. Музей Пикассо в Париже
Анри Матисс. Маргарита. 1907. Музей Пикассо в Париже

Анри Матисс. Маргарита. 1916. Частная коллекция
Анри Матисс. Маргарита. 1916. Частная коллекция

Анри Матисс. Маргарита в шляпе. 1918. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Анри Матисс. Маргарита в шляпе. 1918. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Бархатку Маргарита надевала не только для позирования отцу - она носила её и в жизни:

Маргарита Матисс в возрасте 21 года.
Маргарита Матисс в возрасте 21 года.

Случай с дифтерией - не единственный, когда Марго Матисс чудом выжила. Во время Второй мировой войны её арестовали за участие в Сопротивлении. Она сумела сбежать из поезда, который вёз её в концлагерь. Отец думал, что Маргарита погибла. Когда она появилась на пороге его дома - схватился за бумагу и карандаш, чтобы набросать её портрет.

 Анри Матисс. Портрет Маргариты. 1945. Балтиморский художественный музей
Анри Матисс. Портрет Маргариты. 1945. Балтиморский художественный музей

Маргарита помогала отцу, была не только его моделью и музой, но и менеджером: вела его дела, общалась с коллекционерами - словом, максимально старалась оградить его от забот, чтобы он мог быть полностью посвятить себя творчеству. А после его смерти она составляла каталог его работ. Их отношения несколько испортились после замужества Маргариты: она вышла замуж за искусствоведа Жоржа Дютюи, но отец не одобрил её выбор.

Маргарита и сама пробовала себя в живописи, но её работ осталось крайне мало. Она сама их уничтожила: не хотела, чтобы кто-нибудь по ошибке и злонамеренно выдавал её работы за работы её великого отца.

P.S. А любовь к кошкам Маргарита унаследовала от отца - в том числе и к чёрным:)

Анри Матисс, судя по фото, позволял кошкам всё.
Анри Матисс, судя по фото, позволял кошкам всё.

Иллюстрации: metmuseum.org, everypainterpaintshimself.com, centrepompidou.fr, moma.org, tate.org.uk, artbma.org, wikiart.org

Еще больше котиков – в Telegram-канале «Арт с котом» и на странице ВКонтакте. Присоединяйтесь – котики будут рады!:)