Найти тему

Запад или восток: как дворяне путь для страны выбирали

Оглавление

Вопрос о том, какой путь развития должна выбрать Россия существовал всегда. Но 40-е годы 19 в. дали жизнь двум философским течениям: западники и славянофилы.

В чем различия?

Славянофилы говорили о том, что у России должен быть свой отличный от Западной Европы путь. Они критически относились к реформам Петра I, особенно к церковным преобразованиям. Россия, по их мнению, на пути своего развития должна опираться на православную веру, а также на крестьянскую общину. Хотя из-за реформ Россия отклонилась от своего пути, она еще может на него вернуться, сплотив вокруг себя другие славянские народы. Впервые эти идеи были изложены Алексеем Хомяковым на страницах его записки «О старом и новом» увидевшей свет в 1839 г.

Его идеи больше всего поддержали консервативные дворяне, которые особо не хотели ничего менять. Они жили неторопливой городской жизнью, а летом разъезжались по своим имениям, где охотились, ловили рыбу.

В противовес им стали образовываться кружки тех, кто считал, что у России и Западной Европы один путь. Они стали называть себя Западниками. Эти люди много времени проводили загранице, восхищались реформами Петра. В основном это были писатели, критики, ученые, такие, как Белинский, Герцен, Кавелин, Соловьёв.

Петербургский кружок В. Г. Белинского

Если в начало своей философской «карьеры» Белинский, считал, что мир устроен гармонично. То позже он отказался от этих идей. Он стал первым русским журналистом, который в своих статьях заговорил о правах человек. Он стал рьяно критиковать царскую власть и призывал к отмене крепостного права. Большое влияние на него оказали статьи французских социалистов.

Он создает в Петербурге кружок своих единомышленников. Вскоре к ним присоединяется вернувшийся из Новгородской ссылки Герцен, который хотел уехать заграницу, так как опасался очередной ссылки, из-за резких высказываний в пользу отмены крепостного права. Но его не выпускали за пределы России. Так же в этот кружок входил К.Д. Кавелин.

Главный вопрос, по которому ни западники, ни славянофилы не могли прийти к единому мнению, был вопрос о крестьянской общине. Западники пытались доказать, что она чужда цивилизованному обществу, и ее надо искоренить, но им это не удалось. Если Белинский полностью поддерживал это мнение, то Герцен и Кавелин, считали, что община является «хранилищем народных сил».

Неизвестно кто бы выиграл в этой «борьбе», и как долго бы она продолжалась. Но в 1947 году больной чахоткой Белинский уезжает на лечение во Францию. И именно там пишет свое знаменитое «Письмо Гоголю», который так же находился за границей. Не боясь царской цензуры, Белинский мог открыто выражать свои мысли. В письме он говорил о том, что Российская империя, с ее крепостным правом ничем не отличается от рабовладельческого общества. И что хотя Гоголь и прав, в том, что самосовершенствование помогает улучшить окружающий мир, но этого явно недостаточно, особенно когда речь идет о России.

Это письмо разошедшиеся большим тиражом, помогло западникам одержать вверх в споре о дальнейшем пути России. А третья канцелярия, очень сожалела, о том, что не может «сгноить» Белинского в крепости, так как в 1948 он скончался, но его труды были еще долго запрещены.

Петрашевцы

Революции, произошедшие в европейских странах, труды Белинского, Герцена, все это привело к репрессиям среди русской интеллигенции. Особо преследовался кружок Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского. Его члены, среди которых был и Ф.М. Достоевский призывали к отмене крепостного права и судебной реформе. И хотя подобных объединений в Петербурге и Москве было предостаточно, власти заинтересовало именно этот. Возможно причиной этого, явилось то, что Петрушевский служил в министерстве иностранных дел.

-2

Приговор потряс российское общество, 21 человек был приговорен к расстрелу. Правда, уже на Семеновском плацу казнь заменили каторгой. После всего произошедшего, русская интеллигенция, долго не могла прийти в себя. И новые общественные объединения стали появляться, только после восшествия на престол Александра II.

Герцен за границей. Возращение Бакунина

Когда Герцен все же смог уехать и России во Францию он пережил там нелегкие времена, от продолжительной болезни умерла его жена. А познакомивший ближе с западноевропейскими порядками он понял, что России они не нужны. Он начинает поддерживать идеи славянофилов об особом пути России и создает герценовский социализм. Можно сказать, что он становиться родоначальником русского освободительного движения, но его учение было утопично. Для распространения своих идей на родине он переезжает в Лондон, где основывает типографию. Но нужно так же сказать о том, что Герцен никогда не выступал за революции, он хотел только проведения реформ.

Еще одним западником, пострадавшим за свои идеи был Бакунин. После отъезда из России он проникся революционным движением, участвовал в Пражском восстании 1849 года. После чего был арестован, а затем по просьбе императора Николая II был отправлен в Россию. Где его ждало шестилетнее тюремное заключение, которое позже заменили ссылкой в Сибирь.

Спор западников со славянофилами привел к тому, что в российском обществе заговорили о правах человека и конституции. Многое из этого начало воплощаться, когда к власти пришел Александр II. Но также идеи Герцена и Белинского, легли в основу зарождающегося революционного движения конца 19 века.

Подписывайтесь на наш канал и мы будем радовать самыми интересными статьями!