Найти в Дзене
Инка

История и культура великой цивилизации Инка. ч 2.

По­бережье: Зем­ля Жаж­ды

Вто­рой рай­он Пе­ру сос­тавля­ет по­бережье, пред­став­ля­ющее со­бой уз­кую по­лос­ку зем­ли меж­ду оке­аном и за­пад­ны­ми скло­нами Анд, ос­тры­ми и об­ры­вис­ты­ми, ред­ко оро­ша­емы­ми дож­дя­ми. Эта приб­режная рав­ни­на име­ет две со­вер­шенно от­личные ха­рак­терные осо­бен­ности. Рай­он к се­веру от за­лива Гу­аякиль очень влаж­ный и по­рос ле­сом, тер­ри­тория к югу за­суш­ли­ва и пок­ры­та пес­ком. Ви­ною это­му – мор­ские те­чения. Те­чение Гум­боль­дта, иду­щее из Ан­тар­кти­ки, име­ет в ши­рину 150–170 миль. Это ог­ромная мас­са во­ды бо­лее чем на три гра­дуса хо­лод­нее ок­ру­жа­ющей ат­мосфе­ры. Она ок­ра­шива­ет го­лубые во­ды мо­ря в се­ро-зе­леный цвет и омы­ва­ет чи­лий­ский бе­рег. Те­чение про­ходит вдоль бе­рега в се­вер­ном нап­равле­нии и дви­га­ет­ся к рай­ону Пай­та (се­вер­ное Пе­ру), где встре­ча­ет­ся с пе­рек­рес­тным те­чени­ем Ниньо, не­сущим свои го­лубые теп­лые во­ды из тро­пиков, ко­торое зас­тавля­ет те­чение Гум­боль­дта от­кло­нить­ся от сво­его кур­са и по­вер­нуть в от­кры­тое мо­ре в за­пад­ном нап­равле­нии. Его срав­ни­тель­но низ­кая и пос­то­ян­ная тем­пе­рату­ра при­водит к по­ниже­нию уров­ня со­ленос­ти во­ды, что бла­гоп­ри­ятс­тву­ет раз­мно­жению план­кто­на. В свя­зи с этим те­чение яв­ля­ет­ся «до­мом» для ог­ромно­го ко­личес­тва цен­ной ры­бы, что, в свою оче­редь, прив­ле­ка­ет боль­шое чис­ло птиц, экс­кре­мен­ты ко­торых соз­да­ют го­ры гу­ано, бо­гато­го азо­том.

Та­ким об­ра­зом, к югу от за­лива Гу­аякиль пе­ру­ан­ское по­бережье ос­та­ет­ся за­суш­ли­вым, на­поми­на­ющим пус­ты­ню, так как рас­по­ложе­но меж­ду Кор­диль­ера­ми, прег­ражда­ющи­ми путь об­ла­кам с вос­то­ка, и те­чени­ем Гум­боль­дта, ох­лажда­ющим вет­ра с мо­ря и ли­ша­ющим их воз­можнос­ти при­нес­ти на зем­лю ка­кую-ли­бо вла­гу. Лег­кие, зак­ры­ва­ющие сол­нце об­ла­ка вре­мя от вре­мени при­носят не­боль­шую мо­рось – гар­руа, ко­торую на­селе­ние Ли­мы вос­торжен­но на­зыва­ет дож­дем. Это слу­ча­ет­ся до­воль­но ред­ко, но ког­да про­ис­хо­дит, то вы­зыва­ет боль­шие нес­частья. Ког­да ник­то это­го не ожи­да­ет, во­да смы­ва­ет по­севы, раз­ру­ша­ет ма­лень­кие гли­нобит­ные хи­жины и да­же сде­лан­ные из сыр­ца (са­мана) сте­ны древ­них го­родов. В 1945 го­ду это про­изош­ло в Чи­му, сто­лице од­но­имен­но­го рай­она, к боль­шо­му ра­зоча­рова­нию ар­хе­оло­гов и ту­рис­тов.

По­бережье, как и пла­то, чрез­вы­чай­но изо­лиро­вано. С ге­оло­гичес­кой точ­ки зре­ния оно мо­лодо, пря­моли­ней­но и ли­шено бухт или боль­ших за­ливов. На­селен­ные пун­кты рас­по­лага­ют­ся по бе­регам рек на не­кото­ром рас­сто­янии от мо­ря на тер­ри­тории, от пло­доро­дия ко­торой за­висит их су­щес­тво­вание. Друг от дру­га их от­де­ля­ют за­несен­ные пес­ком пус­тынные прос­транс­тва. Воз­ле оке­ана мож­но встре­тить лишь нес­коль­ко ры­бац­ких де­ревень.

Та­ким об­ра­зом, в Пе­ру мо­ре не слу­жит ин­те­ресам че­лове­ка. Ин­дей­цы бы­ли зем­ле­паш­ца­ми, а не мо­ряка­ми. Ко­неч­но же оп­ре­делен­ные зна­ния на­вига­ции име­лись и в те да­лекие вре­мена. Пер­вых жи­телей им­пе­рии ин­ков ис­панцы встре­тили в от­кры­том мо­ре не­дале­ко от бе­регов Эк­ва­дора. Это бы­ли про­дав­цы ры­бы из Тум­бе­ца, плыв­шие на пло­ту. Во внут­ренней же час­ти Пе­ру единс­твен­ным средс­твом свя­зи слу­жили до­роги, од­на из ко­торых шла вдоль по­бережья.

На­личие кон­тактов меж­ду оби­тате­лями Юж­ной Аме­рики и По­лине­зии впол­не до­пус­ти­мо. Есть дан­ные о том, что та­кая миг­ра­ция на­селе­ния бы­ла воз­можна, но в очень ог­ра­ничен­ных пре­делах, и, ве­ро­ят­но, про­ис­хо­дила в обо­их нап­равле­ни­ях – с вос­то­ка на за­пад и с за­пада на вос­ток. Спор­тивный эк­спе­римент, не­дав­но про­веден­ный груп­пой скан­ди­навов, ко­торые пе­ресек­ли Ти­хий оке­ан на пло­ту до­колум­бов­ской мо­дели, ис­поль­зуя те­чение Гум­боль­дта, не от­крыл для нас в этой свя­зи ни­чего но­вого. Вмес­те с тем ле­топи­сец Сармь­ен­то де Гам­боа пи­шет, что Ин­ка Юпан­ки, зах­ва­тив в XV ве­ке про­вин­ции вдоль пе­ру­ан­ско­го по­бережья, уз­нал о су­щес­тво­вании зем­ли к за­паду, да­леко за го­ризон­том. Об этом ему рас­ска­зали при­быв­шие на ко­раб­лях пу­тешес­твен­ни­ки. Они го­вори­ли, что да­леко на за­паде есть на­селен­ные людь­ми бо­гатые ос­тро­ва. Вна­чале им­пе­ратор не при­дал боль­шо­го зна­чения этим рас­ска­зам, од­на­ко са­ма ин­форма­ция и при­сутс­твие тех, кто ее при­нес, его за­ин­три­гова­ли. По­это­му он об­ра­тил­ся к яс­но­видя­щему, ко­торый под­твер­дил прав­ди­вость этих рас­ска­зов.

Под­сте­гива­емый ду­хом аван­тю­риз­ма и уве­рен­ный в сво­ей влас­ти, им­пе­ратор при­казал пос­тро­ить це­лый флот пло­тов, ко­торый, под­няв па­руса в Тум­бе­се, по­нес мно­гочис­ленную ар­мию во­инов в не­из­вес­тность. Ле­топи­сец при­водит циф­ру в 20 ты­сяч сол­дат и пе­речис­ля­ет име­на ка­пита­нов. Пу­тешес­твие про­дол­жа­лось при­мер­но год. Об их дол­гом от­сутс­твии сви­детель­ству­ет пе­речень со­бытий, ко­торые про­изош­ли в сто­лице за то вре­мя, ког­да все счи­тали, что нес­час­тные мо­реп­ла­вате­ли ни­ког­да уже не вер­нутся. Мы рас­ска­жем о них поз­же. Дос­та­точ­но лишь ска­зать, что эта пе­ру­ан­ская ар­ма­да дей­стви­тель­но дос­тигла не­кото­рых по­лине­зий­ских ос­тро­вов, так как оп­ре­делен­ные пред­ме­ты бы­ли при­везе­ны на­зад и по­меще­ны в кре­пос­ти Кус­ко, где их и уви­дели ис­панцы. Сле­дить за их сох­ранностью бы­ло по­руче­но знат­но­му че­лове­ку из царс­тву­ющей семьи, и, что до­воль­но стран­но, Сармь­ен­то при опи­сании этих ве­щей го­ворит о зо­лоте, мед­ном крес­ле, шку­ре ло­шади и че­люс­тных кос­тях, но ни сло­ва о нег­рах!

Но са­мое уди­витель­ное в этой эк­спе­диции не то, что лю­ди им­пе­рато­ра дос­тигли столь от­да­лен­ных зе­мель (их под­ра­жате­ли в XX ве­ке про­дела­ли тот же путь, зас­лу­жив се­бе из­вес­тность, рав­ную сла­ве Хрис­то­фора Ко­лум­ба), а тот факт, что они вер­ну­лись. Их хруп­кие пло­ты не пос­тра­дали у Мар­киз­ских ос­тро­вов, и им уда­лось со­вер­шить ги­гант­ское тур­не по Ти­хому оке­ану.