Найти тему
dmitriy konstantinov

Электровелосипед для загородной жизни (часть III)

Оглавление

Начало статьи: часть I, часть II.

Выбор мотора

Простых и доступных вариантов всего два: мотор-колесо и кареточный редукторный мотор. Что это такое, вы можете изучить самостоятельно. Статей и роликов про моторы для электровелосипед масса. У всех вариантов есть свои плюсы и минусы. Я решил приобрести китайский кареточный мотор Bafang BBS02 36V 500W вместе со всеми приблудами. В дорогой комплектации с цветным компьютером. Цена — 27 384 руб.

Причины:
1. Простая установка девайса, не нужно менять или спицевать колёса, мотор устанавливается вместо каретки.
2. Не нужно думать куда приколхозить контроллер, он встроен в мотор.
3. Не нужны усилители дропаутов.
4. При севшем аккумуляторе крутить педали электровелосипеда также легко как на обычном велосипеде, так как мотор расположен вне вращающихся частей.
5. Про спицы и обода можно не думать, так как нет «гири в колесе» (мотора), которая создаёт разрушающее воздействие;
6. Есть возможность выбора передачи соответственно дороге — при езде по сыпучим грунтам, лесам и в крутые подъёмы можно выбрать пониженную передачу и уверенно и экономично двигаться вперед, а в городе можно комфортно втопить включив повышенную передачу.
7. Мотор незаметен.
8. При проколах и ремонтах остается возможность легко снимать колёса. При этом не нужно отсоединять никаких проводов.
9. Бесшумность. Цепь и та шумит громче мотора.
10. Клиренс при установке большой передней звезды не уменьшается.
11. Вес 4,3 кг.

-2

Минусы тоже есть:
— цена ненамного, но выше.
— система переключения передач, цепь и звёзды изнашиваются быстрее чем на велосипедах с мотор-колесами.
— нужно постоянно переключать передачи (при использовании мотор-колёс это приходится делать крайне редко).

Почему именно 36V? Есть же еще 48V, а это уже ого-го! Есть у меня ощущение, что чем циферка меньше — тем я дальше уеду. Но медленнее. Ощущения являются одним из источников чувств, и сами ощущения нередко меняются под воздействием наших переживаний.  )))
Умные люди говорят, что я пишу ерунду, тут надо кпд моторов сравнивать, напряжение здесь ни при чём. Тем не менее продажи электромоторов на 36V почему-то намного лучше, чем на 48V.
В общем мутная тема.

Почему именно 500W? Есть же еще 250, 350, 750, 1000… На самом деле мне 500W не нужно, поскольку гонять я не собираюсь. Моим потребностям полностью отвечает мотор на 350W. Но лучше иметь запас по скорости\мощности.
Моторы 750-1000W позволяют развивать очень приятные скорости при езде на электровелосипеде. Но приводят к необратимым последствиям при падениях. Удар на скорости 25 км/ч — это то же самое, как упасть мордой об асфальт с высоты в 2,46 метра. Удар на скорости 40 км/ч — это то же самое, как упасть мордой об асфальт с высоты в 6,3 метра. Руки и ноги ломаются очень легко, а голову при «удачном» стечении обстоятельств на 40 км/ч может просто оторвать. Вместе со шлемом. Мотоциклом я уже увлекался, пока не поумнел. Возвращаться к этому развлечению не собираюсь.

Установка мотора на электровелосипед

Для удаления имеющейся в велосипеде каретки нужны специальные ключи. Покупать их дорого и бессмысленно. Проще заехать в мастерскую, где вам за минимальные деньги удалят старую каретку. При установке мотора на электровелосипед я тупо копировал действия мастера с опубликованного ниже видеоролика. Английского языка знать не обязательно, все и так понятно.
Все разъёмы водонепроницаемые, сделаны с защитой от дурака, неправильно подключить не получится.
Для самостоятельной установки мотора вам нужно иметь
специальный ключ. Я заказал его из Китая. Стоит он около 850 руб.

На установку мотора электровелосипеда тратится около часа. Для закрепления проводов заранее купите пластиковые хомуты. Винты лучше сажать на фиксатор резьбы.

Больше всего затруднений у меня вызвала необходимость снять с руля ручки (грипсы). Широко известный способ заключающийся в инъекциях воды посредством шприца в пространство между ручкой и железякой руля не дал результатов. Иголка у шприца не позволяет закачать воду по всей поверхности. Положение спасло кованное четырехгранное шило 19 века, которое я загонял под ручку по самые небалуйся и впрыскивал в открывшуюся щель воду.

Про перепрограммирование этих моторов можно почитать в статье A Hacker’s Guide To Programming The BBS02 & BBSHD. На русском тут.

Подробно об установке тут.

Аккумулятор

С аккумулятором электровелосипеда основная засада в том, что  вариантов выбора слишком много. Можно купить специальный багажник с  отсеком под аккумулятор. Но в этом случае людей на багажнике уже не  покатать.
С аккумулятором электровелосипеда основная засада в том, что вариантов выбора слишком много. Можно купить специальный багажник с отсеком под аккумулятор. Но в этом случае людей на багажнике уже не покатать.

У этой весьма неплохой модели емкость аккумулятора 17 Ah (по честному наверное 15 Ah). Цена: 27 773 руб.
Если вариант с багажником вас заинтересует, берите сразу комплект багажник + батарея набитая аккумуляторами или багажник + корпус батареи. Если брать по отдельности, то велик риск того, что багажник с батареей не подружатся.

Можно купить батарею типа «лягушка» на подседельный штырь.

-4

Встречаются довольно объемные батареи с заявленной емкостью 25 Ah (врут конечно). Но они исключают использование багажника и нормального подседельного амортизатора.

Наиболее часто используемые батареи крепятся во внутренний треугольник рамы и бывают трех типов: «треугольники», «бутылки» и «дельфины».

-5
-6
-7

Можно спроектировать батарею и вам ее соберут профессионалы:
https://www.voltbikes.ru/services/shell/
https://li-force.ru

Поскольку я не испытываю доверия к китайцам и предпочитаю иметь возможность предъявлять претензии за косяки при личном общении, пришлось поступить следующим образом. Корпус для батареи был приобретен в Китае. За 2133 руб.
Сборка батареи на 60-ти элементах LG MH1 была заказана в
Маленьком Китае (расположенном в Москве). Честная ёмкость батареи получилась чуть больше 18 Ah. Там же было приобретено зарядное устройство (Professional Lithium Power Battery Charger, на 42.0 V, производитель Shuangye) и один из проводов был раздвоен для подключения фары. Обошлось мне это в 25000 руб.

Подробнее о разных типах батарей тут.

Дополнительные покупки

Поскольку электровелосипед собирался для передвижения вне асфальта, покрышки сразу поменял на более «злые» и с защитой от проколов. Если нет желания часто менять камеры, выбирать особо не из чего, купил Schwalbe Marathon Plus MTБ – SmartGuard (около 3000 руб за две штуки).

-8

Защита позвоночника + комфорт = подседельный штырь Cane Creek Thudbuster Quadra LT. Если почитать отзывы про амортизационные подседельные штыри, то выясняется, что это самый качественный. Но при этом почти самый дорогой. Цена, как половина велосипеда — 10 000 руб. Но лечение межпозвоночных грыж еще дороже. Эволюция не предусмотрела возможности продолжительного долбления в задницу сидящего человека.

Легкий алюминиевый багажник Massload Cl-540-1 26-28 с заявленной максимальной нагрузкой 25 кг (все остальные более хлипкие). Встал он под небольшим углом, что придало общему облику велосипеда некоторую футуристичность. Но встал хорошо. Потестировал с 7-летней дочкой, попрыгал на нем сам. Штука крепкая. Цена – 1700 руб.

-9

Подножка. Цена – 384 руб.

-10

Фиговина, предотвращающая соскакивание цепи. Штука качественная. Цена – 1378 руб.

-11

Шлем. Дешевый и удобный. После того, как товарищ в велошлеме при мне навернулся с велика и выбил себе сразу 8 зубов, открытый велошлем в качестве защиты не рассматривается. Цена — 2000 руб.

-12

Не особо яркая, со слишком узким световым пятном, но симпатичная, водонепроницаемая и дешевая фара подключаемая к аккумуляторной батарее электровелосипеда. Цена 1300 руб.

-13

Большой обзор фар для электровелосипедов тут.

Поскольку я мужчина разведенный, весов у меня в доме нет, так что пока не представляется возможным взвесить велосипед в полной сборке. Как взвешу, статью дополню.

Дополнительные непокупки

На моем ебайке (простите за выражение, не я придумал) можно ездить в режиме ассистирования, когда мотор помогает крутить педали (еле крутишь, а мчишься, как супергерой). А можно педали не крутить вовсе пользуясь «газулькой«. В моем комплекте она выполнена в виде клавиши под большой палец.

-14

Можно купить полурукоятку или рукоятку, если вам привычнее мотоциклетный вариант.

-15
-16

Кабель для программирования BBS01, BBS02, BBS HD пригодится для тех, кто считает, что только русские люди способны правильно программировать моторы, которые не умеют создавать. ) И для тех, кто склонен форсировать все что форсируется.

-17

Про бабло

Велосипед — 22000
Мотор + компьютер + прочие электрические штуки — 27 384
Ключ для каретки — 850
Аккумулятор + зарядное устройство — 27133
Шины — 3000
Подседельный амортизатор — 10000
Багажник — 1700
Подножка — 384
Защита от соскакивания цепи — 1378
Шлем — 2000
Свет — 3700
ИТОГО: 99529 руб

Продолжение.

Дмитрий Константинов
02.02.2018