Найти тему

Человеческие жертвы в Древней Греции: часть II — «Культ героев»

Оглавление

Культ героев

После дорийского завоевания и формирования нового пантеона богов во главе с Зевсом ритуальные убийства в Древней Греции в глобальном смысле прекратились. Страстными почитателями таких подношений оставались только минойцы.

Редко, но случаи жертвоприношений случались и в период после V в. до н. э. У ритуала появилось две особенности.

  • В качестве подношений уже не использовались дети. Как свидетельствуют исследователи того периода, жертвами становились государственные преступники и военнопленные. Пример – казнь трех персов перед битвой при Саламине в 408 г. до н. э.
  • На церемониал оказал влияние стремительно развивающийся культ героя. Неудачное ритуальное убийство не считалось провалом, если в дело вмешивался герой или жертва спасалась силой оружия.

Героизм и антропоморфизм (уподобление богов человеку), свойственные греческой религии последорийского периода, отражены во многих сказаниях. Яркий пример, который повествует, в том числе, и о спасении жертвы силой оружия, – миф об Андромеде.

Джорджо Вазари, Персей и Андромеда, 1570, Флоренция
Джорджо Вазари, Персей и Андромеда, 1570, Флоренция

Иногда кровавые дары подносились героям. Так, Ахилл, влюбленный в троянскую принцессу, посмертно получил жизнь избранницы в жертву, принесенную его сыном Неоптолемом. Правда, отдельные историки верят тогдашнему стихотворцу, повествующему о самоубийстве Поликсены Троянской после вести о смерти любимого Ахилла.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал 📜ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ

Человеческие жертвы в Древней Греции: часть III — «Мифы и реальности кровавых подношений»

Человеческие жертвы в Древней Греции — часть I