Русский музей в Санкт-Петербурге - обязательное место для посещения каждым русским человеком, считающим себя хоть сколько-то образованным. Наравне с Третьяковской галереей это величайшая энциклопедия русского искусства.
Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.
Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.
К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.
В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков.
Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.
Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».
Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.
«Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.
Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».
На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.
Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.
К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.
Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.
Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.
Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.
Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.
«Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.
Его же «Ручей в берёзовом лесу».
А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.
Илья Репин, «Белорус», 1892 год.
Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.
«Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.
Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».
Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.
Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.
Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.
Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.
А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.
«Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.
Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.
Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.
Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.
Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.
Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.
Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.
Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.
Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.
В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.
Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.
Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.
Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.
«Голова крестьянина» авторства того самого Малевича, написанная в 1928-1929 годах. Этот стиль называется супранатурализмом.
Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы.
Советские фарфоровые статуэтки.
Также в музее представлено несколько сервизов авангардной посуды.
Пожалуй, такой стиль мне нравится больше всего. Свежо и необычно.
Закончить хотелось бы наиболее понравившимся мне изумительным произведением А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь». Написана картина в 1939 году, но как будто для Серебряного века.
Сирень на картине проступает в объём толстыми мазками, делая картину живой и рельефной.