Разбив яйцо мы можем получить либо склизкую лужицу, либо вкусный обед. Всё зависит от наших умений и условий. То же самое касается и человека - если скорлупа его разобьётся, он либо растечётся по обстоятельствам или асфальту, либо сможет превратиться в нечто иное, возможно, более значимое. Но если скорлупу не разбивать, то у человека и яйца судьба вновь одинакова - со временем они протухнут.
***
Энн Тайлер - писательница, которую очень любят у себя на родине, в Америке, но мало знают в России. В основном из-за малого количества переведённых романов. Её стиль затворника придаёт определённого шарма образу, впрочем и без него книги за авторством Тайлер нравятся как рядовым читателям, так и критикам с коллегами по цеху.
Роман "Случайный турист" причисляют к лучшим работам Тайлер. Он был экранизирован, но, кажется, фильм не смог так глубоко запасть в душу зрителям, как книга читателям. Давайте разберёмся, чем же так хорош роман и стоит ли вообще пытаться найти в нём недостатки.
Самое страшное в этом романе - аннотация. Если прочитать только первую половину. может показаться, что перед нами очень тяжёлая, гнетущая история, в которой придётся много думать, много и тяжело сопереживать, да и вообще, чего это я, пойду чего попроще почитаю. Завязка сюжета на самом деле совсем не радостная: супруги расстаются после ещё одного года прожитого вместе. Год назад они потеряли сына. Он оказался не в том месте и не в то время. Всё это настолько подкосило Сару и Мэйкона, что дальше продолжать жить вместе и притворяться, что всё хорошо, уже не получалось.
Мы видим эту историю глазами Мэйкона Лири - специфичного мужчины в летах, который очень любит порядок, постоянство, системы и комфорт. Он зарабатывает тем, что пишет бизнес-путеводители для тех, кто вынужден путешествовать, ведь он сам этого не любит. Расставание с женой подкашивает его окончательно.
Дальнейшие события я раскрывать не буду. Скажу лишь, что пёсик на обложке не случайно.
Во-первых, любое произведение становится лучше, если в нём есть корги. Вот и рецензия сейчас станет чуточку лучше.
Во-вторых, именно корги по кличке Эдвард является одним из основных катализаторов действия.
А вот вторая часть аннотации отлично описывает суть: "Печальный и смешной роман американского классика о том, как страшное и комичное шагают рука об руку".
Давайте приступим к разбору и всё встанет на свои места.
Сюжетный каркас. Энн Тайлер чётко держит в голове основную историю и каждое событие имеет своё последствие для одного из героев. Да, история не нова, но выстроена она без огрехов, отчего смотрится целостной и натуральной. 2/3
Языковая увлекательность. Очень странное ощущение, когда язык вроде и не назовёшь красивым или интересным в отрыве от истории, но в контексте он смотрится органично. В нём нет ничего лишнего и даже эмоции поданы через логичные штрихи поведения. Пожалуй, автор во многом рисовала образы членов семейки Лири с себя - логика-затворника. 2/3
Лёгкость чтения. При этом читать книгу безумно легко. Несмотря на драматизм истории, мы не загружаемся через край. Этому способствует отлично выверенный язык, что чувствуется и в переводе. 3/3
Персонажи. Персонажи вообще являются самой сильной стороной произведения. Каждый, даже второстепенный, запоминается. Мы узнаём их историю через маленькие штрижки и обыденные ситуации. Вроде бы ничего особого нам не показали, но вот перед глазами стоит вся семейка Лири с их взбалмошной мамашей, вот Мюриэл со своим сыном Александром. Да, безусловно, все немного гиперболизированы и контрастны, но это не мешает узнавать в героях своих знакомых или запомнившиеся из прошлого образы. 3/3
Эмоции. С эмоциями тут происходит удивительная вещь. Как я уже говорил, тяжёлые события рассказаны так спокойно и даже с трогательным юмором, что осадка на душе не остаётся, причём понимание ситуации и состояния героя остаются правильные. Да и некоторые ситуации передают именно то, что требуется автору (например, сцена в высотном ресторане). Впрочем, у такого способа есть и свой минус - сами эмоции выветриваются быстро, оставляя в памяти лишь фактику. 1/3
Смысла груз. Тайлер исследует семейные отношения и ставит интересные вопросы перед героями, но не даёт конфликтам развиться и аккуратно, без всплеска, выводит их на нужное ей русло сюжета. В итоге глубина возможных выводов теряется, а мораль неоднозначна и банальна одновременно. Впрочем, это придирки высокого уровня. Задуматься здесь есть над чем, и радует, что не все ответы даны напрямую. 2/3
Целостность. А вот тут есть маленькая беда. Финальная часть книги становится уж слишком зависимой от обстоятельств, и чувствуется определённая скомканность, как будто автор не знала сама, как правильно закончить, потому повествование местами чересчур ускоряется, темп ломается, накал ситуации пропадает. Допускать такое в концовке - ставить под удар всё общее впечатление от произведения. 1/3
Итог. Перед нами достойная книга, которая хорошо написана. Целевая аудитория - женщины, но и мужской части населения скучно не будет, если её представители готовы читать простые истории об отношениях и трудностях семейной жизни. Удивительная способность врезаться в память дорогого стоит, а прожить пару вечеров в компании неординарных, но таких обыденных героев поможет снять тяжесть дня и прийти в спокойное состояние. Но помните, книга на удивление игнорирует собственную главную мысль, описанную в самом начале рецензии, потому останется мягкой и комфортной до самого конца. 14/21
Может быть интересно
Кнутом и пряником. Рецензия на фильм "Мистер Чёрч"
Школа для дураков последнего русского писателя
Сериал "Жан-Клод Ван Джонсон" - старый добрый Ван Дамм?
Фильм "Прочь": чёрным по белому
Поставь "палец вверх", если рецензия тебе понравилась. Это очень мотивирует продолжать. Можешь ещё подписаться на канал. Это мотивирует ещё больше!
Понравилось мнение и хочешь увидеть рецензию КМИК на определённый фильм, книгу или сериал? Или просто хочешь помочь проекту? Воспользуйся формой ниже. И мы постараемся стать ещё лучше.