Стены римского храма Санта-Мария-Антиква — сплошной палимпсест: они покрыты несколькими слоями живописи, относящимися к разным эпохам. Церковь, построенная у подножия Палатинского холма возле прохода в императорский дворец, пережила множество перестроек: почти каждый папа — с середины VII века и до разрушения храма во время землетрясения в 847 году — финансировал перестройку или заказывал новые росписи.
Еще в IV веке в «будке» с небольшим атриумом появилась украшенная мозаиками часовня, посвященная Богородице. Ранний и еще не сформировавшийся женский христианский культ был призван, вероятно, вытеснить воспоминания об алтаре Весты, находившемся неподалеку.
После переноса папской резиденции из пригородных садов Латерано в центр города часовню из проходной «палатинской капеллы» начинают превращать в полноценную церковь Богородицы. Одновременно завершаются церковные споры о природе святости Марии. Признанная Небесной Царицей, в середине VI века она впервые изображается здесь в образе Maria Regina — то есть на троне, в окружении склонившихся перед ней ангелов.
Через некоторое время в церкви появляется образ прекрасного — или помпеянского — ангела — он отражает установившийся в ранневизантийском искусстве антикизирующий стиль. Совсем иначе, монументально и с резкими контурами, выполнен слой росписи, относящийся к недолгому правлению папы-грека Иоанна VII (705–707), утонченного покровителя искусств; этот стиль напоминает росписи римских катакомб периода становления христианской церкви.
Автор Елена Позднякова
Больше фресок и их историй — в рубрике «Фреска дня» на Arzamas.