Если разобраться погружение с точки зрения физики, то на человека под водой будет действовать повышенное гидростатическое давление. Каждые 10 метров давление увеличивается на одну атмосферу. Основной закон физики, который следует упомянуть, - это закон Бойля: «При постоянной температуре произведение объема (V) газа и его давления (P) является постоянной». С практической точки зрения это значит, что чем глубже человек погружается, тем меньше становится объем воздуха в его легких и полостях тела и тем больше его легкие сжимаются, но совсем сжаться они не могут, и максимальный объем сжатия будет соответствовать остаточному объему легких.
Ключевым фактором, который играет одну из главных ролей при погружении на глубину, является компенсация давления в полостях. Основная полость, давление в которой человек должен компенсировать при погружении на глубину, это полость среднего уха. Ухо состоит из 3-х отделов. Наружное ухо –внешняя часть; состоит из ушной раковины и слухового канала. Барабанная перепонка – граница между наружным и средним ухом. Среднее ухо – воздухоносная полость, передающая звуковые волны. Оно сообщается с носоглоткой через слуховую (евстахиеву) трубу. Внутреннее ухо – непосредственно звуковоспринимающий орган.
Также в черепе есть пазухи, давление в которых компенсируется автоматически при компенсации давления в среднем ухе, но при блокировке каналов этого может не произойти. Череп содержит 4 группы полостей: лобные, гайморовы, сфеноидальные и этмоидальные. Пазухи и воздушные полости носа помогают резонировать звуки и уменьшают удельный вес головы. Возможные причины блокировки каналов: простуда, аллергия, постоянные раздражения слизистой в результате курения или воздействия сухим воздухом. При блокировке пазух во время погружения человек испытывает неприятные ощущения в проекции пазух, нарастающее давление. При появлении первых дискомфортных ощущений необходимо замедлить скорость погружение. Если сделать это не удалось, то необходимо прервать погружение во избежание баротравмы пазух.
Компенсация давления в полости среднего уха
Во время погружения возрастающее внешнее давление приводит к сжатию воздуха в области среднего уха, барабанная перепонка прогибается вовнутрь. Для компенсации фридайверу необходимо повысить внутреннее давление, поддувая воздух в среднее ухо через евстахиеву трубу. При появлении дискомфортных ощущений следует немедленно прервать погружение. Не скомпенсированное вовремя давление может привести к баротравме среднего уха или к разрыву перфорации барабанной перепонки. Существуют два основных метода компенсации давления в полости среднего уха: «Вальсальва» и маневр «Френзель».
Маневр «Вальсальва». Держа рот закрытым, зажмите нос и сделайте резкий выдох в нос. «Вальсальва» - это самый простой метод компенсации давления, но у него есть ряд недостатков, поэтому основная техника компенсации давления, которой пользуются фридайверы, - маневр «Френзель».
Маневр «Френзель». Этот маневр делает продувку более легкой и эффективной, позволяет быть более расслабленным во время нырка и нырять глубже. В противоположность маневру «Вальсальва», где используется воздух из легких, «Френзель» использует воздух из ротовой полости, что гораздо эффективнее и безопаснее.
Как научиться компенсировать давление методом «Френзель»
Зажмите нос;
поднимите заднюю часть языка, как будто произнося звук «К»; при этом надгортанник должен быть закрыт. Мягкое небо переведите в нейтральное положение;
потренируйтесь поднимать заднюю часть языка с открытым ртом перед зеркалом; убедитесь, что «адамово яблоко» двигается вверх-вниз;
постарайтесь поднимать заднюю часть языка с открытым ртом;
следите, чтобы грудные мышцы, мышцы живота и диафрагма тоже были расслаблены.
Как проверить, закрыт ли надгортанник:
- сделайте большой вдох и не выдыхайте, держа рот открытым. Если у вас получается, то это потому, что надгортанник закрыт.
продолжение следует ....
(по материалам И.Е. Зеленковой, фото С. А. Камбарова)