Найти тему

Музей прикладного искусства академии Штиглица

В прошлое воскресенье мы побывали в музее прикладного искусства академии Штиглица.

Музей интересен тем, что здание, в котором мы побывали, проектировалось сразу именно под музейные нужды, для хранения работ выпускников и других коллекционных вещей.

01.

Около главного входа расположены 2 прекрасных бронзовых фонаря-торшера, изготовленных по проекту Месмахера, - первого директора Училища, а также известного архитектора.

02.

-2

Музей сейчас занимает только первый этаж особняка, на втором этаже расположены аудитории академии.

Сама Академия - ранее училище, было основано на средства барона Штиглица - известного мецената - и носит его имя.

После смерти Штиглица училище существовало на проценты с завещанного капитала в 1 млн рублей (огромная по тем временам сумма).

Трудности возникли у Училища в начале XX века. Вначале в 1905-1909 гг его полностью закрыли, потом с 1923 г. музей прикладного искусства стал первым филиалом Эрмитажа. С одной стороны это было очень почетное звание, с другой... многие ценные коллекции отошли в фонды Эрмитажа, причем многие так и хранятся в запасниках.

03.

-3

Примерно с 44 года, когда стране восле Великой Отечественной Войны остро понадобилось большое количество реставраторов, на базе Училища Штиглица было создано Ленинградское художественно-промышленное училище, в 1953 году получившее имя скульптора В.И. Мухиной. Впрочем, фактически сама Мухина к этому училищу не имела никакого отношения, даже ни разу не побывав там.

04.

-4

Сама по себе Великая Отечественная Война тяжело далась Ленинграду. Конечно, досталось и зданию музея. Почти в самом начале войны в центральный купол попал фугасный снаряд, который повредил и крышу-купол здания, и колонны. Надо сказать, до войны здание музея было богато на витражи, в центральном куполе был даже витраж Тиффани. К сожалению, почти все витражи погибли во время ВОВ и были восстановлены лишь частично.

Как нам рассказывала экскурсовод Дария, в те годы здание едва не погибло. Из-за отсутствия купола, внутрь попадали осадки и деструктивно воздействовали на фундамент.

В августе 1946 года начались ремонтно-восстановительные работы, продолжавшиеся до начала 1950-х годов. Экспертная комиссия пришла к заключению, что здание «наряду с высококачественным техническим исполнением строительных и отделочных работ... отличается крайним безвкусием и упадочностью» . В наиболее пострадавших залах декоративные росписи решено было не восстанавливать. Сильно поврежденный снарядом потолок Венецианского зала с утраченными росписями и лепкой был оформлен заново.

В советские годы, не зная что делать с причудливыми росписями стен, их просто закрасили белой краской. Сейчас полностью восстановлена локация "Теремок", посвяшенная традиционным русским мотивам. Глядя на великолепные росписи стен, трудно представить что еще каких-то несколько десятилетий назад все эти помещения были скучными и белыми.

05.

-5

Некоторые помещения и сейчас покрыты все той же белой краской. Снятием ее и восстановлением старых росписей сейчас занимаются студенты на добровольной неоплачиваемой основе.

06.

-6

После войны музею была возвращена из Эрмитажа небольшая часть его собрания (так, в 1946-48 годах Эрмитажем были возвращены 800 экспонатов). Позднее некоторые экспонаты прислали и другие музеи (Русский музей, Академия художеств, музей Московского института прикладного и декоративного искусства). Таким образом, нынешнее состояние фондов музея оформилось в 1950-70-х годах.

07.

-7

В 1994 году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной было переименовано в Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, а в декабре 2006 года академии вернули имя ее создателя А.Л. Штиглица.

08.

-8

В настоящее время фонды музея насчитывают более 35 тыс. предметов прикладного искусства от Античности до наших дней. Экспозиция занимает 14 залов и галереей первого этажа и представляет около 2000 экспонатов.

09.

-9

Отдельно отмечу, что посещать музей стоит в светлые дни. Как нам рассказала наша экскурсовод, особенно хорошо Теремок смотрится весной, т.к. дополнительного освещения в залах не предусмотрено и поздней осеннью интерьеры смотрятся темно.

10.

-10

А посмотреть там, определенно, есть на что.

11.

-11

К сожалению, наша экскурсия носила несколько нестандартный характер из-за выступления детского хора (хоров?) которых снимали телевизионщики, так что доступ в главный зал с тем самым стеклянным куполом получился для нас только со второго яруса и буквально на пару секунд.

12.

-12

Помнится, перед входом в актовый зал, вход в который украшали красивые дубовые двери с резьбой, у экскурсовода спросили, что это за двери, имея в виду, чья это работа. "Просто резьба" - ответила девушке экскурсовод. Представляете, просто резьба? У меня от такой красоты дух захватывал, а люди там каждый день работают)

13.

-13

14.

-14

В качестве "образца" мотивов для росписи брали московские палаты.

15.

-15

16.

-16

Красочная роспись, покрывающая пилоны, арки и своды зала, создает праздничное, сказочное ощущение. Нижние части стен Теремка и обрамления оконных проемов набраны из цветных изразцов, выполненных преподавателем майолики керамистом Э. Кремером и его учениками. Майолика, по счастью, пережила перипетии истории и по-прежнему сверкает яркими блестящими красками.

17.

-17

18.

-18

19.

-19

20.

-20

21.

-21

22.

-22

Коптская галерея

23.

-23

Образцы старинной мебели.

24.

-24

25.

-25

26.

-26

27.

-27

Один из немногих (ныне) витражей.

28.

-28

29.

-29

30.

-30

31.

-31

Одна из сохранившихся исторических люстр музея. В советские времена многие были переплавлены на различные нужда, а некоторые доработали и они ныне украшают вестибюль ст.м. Автово.

32.

-32

33.

-33

Галерея ректоров училища. Тут, конечно слева почетное место занимает первый директор - Месмахер. Ну а справа - сам меценат, барон Штиглиц, чье имя Академия носит и до сих пор.

34.

-34

А это мозаика с советских времен - та, чье имя училище носило в советский период - В.И. Мухина.

35.

-35

Центральная лестница

36.

-36

37.

-37

38.

-38

Главная лестница Академии.

39.

-39

Мастерские Академии.

40.

-40

41.

-41

Вот, кстати, вид на стеклянный купол, разрушенный во время ВОВ. Надо сказать, на самом деле этих купола два - один внутри другого, а пространство между ними раньше занимала оранжерея.

42.

-42

43.

-43

44.

-44

45.

-45

46.

-46

Вид на большой зал со стеклянным куполом.

47.

-47