Найти тему

Императорский фарфор.

Где только не побываешь если очень хочется не просиживать штаны на диване. Носишься по удалённым уголкам страны и города, а тут под боком есть место где сосредоточено просто чудесное количество прекрасного. Искусство, доброта .. Даже у охранников на лицах нет злобы, они как то светятся изнутри. За время пребывания в том заведении не было ни одного лица хмурого. Были задумчивые, сосредоточенные, углубленные в мысль и конечно множество улыбчивых и сияющих вдохновенным светом. Это заведение носит имя Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.

Мы туда шли посмотреть на коллекцию фарфора. И начну рассказ о походе.
Вот.. Знакомьтесь: Снеговичок Гжельский. Он был претендентом на талисман к ЧМ по футболу. И мне он нравится гораздо больше чем те что стали, но это личное :)

На бархатных ложах стоят красавцы изделия гжельской мануфактуры современные. Поблёскивают молочно белыми глазурями. На стене буквы несущие информацию не большую, но ёмкую для пришедшего.

-2

Но залов несколько. И в одном из них частичка коллекции мастера. Картина Сергея Андрияки и её натурщики фарфоровые

-3

И конечно разнообразие самого фарфора и фаянса, майолики.
Фарфор и фаянс — это изделия с белым, обычно глазурованным черепком, причем у фарфора он сплошной, спекшийся, а у фаянса — пористый.

-4

Майоликовыми называют изделия с пористым черепком из белых или слабоокрашенных глин, имеющие на корпусе рельефный узор и покрытые цветной глазурью. Майоликовую и фаянсовую посуду даже в трактирах подавали.

-5

Производство гончарной посуды существует в нашей стране с давних времен. Начало фарфорового производства относится к 1744 году, т.е. к тому времени, когда в России в Санкт-Петербурге был организован первый императорского двора фарфоровый завод. Первоначально именовался «Невской порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М.В.Ломоносова. Наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года

-6

1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером. Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

-7

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля. В конце 1744 года Гунгер, совместно с приставленным к нему для обучения Дмитрием Виноградовым, приступил к опытам с гжельской глиной. Открыл секрет изготовления «белого золота» самостоятельно талантливый химик Д.И.Виноградов. Фарфор, созданный Виноградовым, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приготовленной из отечественного сырья, приближался к китайскому.

-8

-9

-10

Русские мастера и художники вознесли фарфоровое и фаянсовое производство в России на очень высокий уровень.
Крепостные мастера князя Юсупова рисовали цветы по каталогам ботаническим. И сам князь пригласил мастера - художника из Франции для обучения. Изделия юсуповской мануфактуры не поступали в продажу, а только для подарков изготавливались и для личного использования.
В отделке фарфора применяется и сусальное золото. Но это очень дорого. И снова находиться способ подешевле  - Твореное золото — это порошковое золото, которое готовят путем затирания (творения) листового золота на клеевом связующем. Конечно у него немного короче срок службы чем у сусального - лет 20 всего. Потом потихонечку начинается стирание.

-11

Мастерство росписи повышалось и менялось. От цветов не великих да райских птиц к небольшим бытовым сценкам. Со сложной сюжетной линии.

-12

Вот например тарелочка бракованная. Нет, не в центральном рисунке брак, а в сетке по краям тарелочки.
И такую тарелочку мог мастеровой продать да себе денежку взять, однако на такой тарелке не будет клейма мануфактуры и мастера.

-13

Фарфор очень не дешев. И могли его себе позволить весьма состоятельные люди. Но красота не чужда и простому люду. И всё ж хотелось красоту иметь всем. И появляется фаянс да майолика. 

-14

-15

Однако за годы первой мировой войны и войны гражданской фарфоровое и фаянсовое производство пришло в полный упадок.

фарфоровая статуэтка Императорского Санкт-Петербургского  фарфорового завода 18 век
фарфоровая статуэтка Императорского Санкт-Петербургского фарфорового завода 18 век

За годы сталинских пятилеток в результате реконструкции старых заводов и строительства новых продукция наших фарфоро-фаянсовых заводов уже в 1937 году превысила уровень 1913 года более чем в два раза.

-17

Тяжелый урон, нанесенный фарфоро-фаянсовой промышленности за годы Великой Отечественной войны, успешно ликвидирован в четвертой (первой послевоенной) пятилетке. Восстановление разрушенных заводов и строительство новых создало базу для огромного роста выпуска продукции.
В пятой пятилетке намечается дальнейшее значительное увеличение производства всех видов керамических изделий, в частности фарфоро-фаянсовой посуды. Особенно расширится выпуск различных сервизов и гарнитуров.

И честно скажу пить чай из фарфоровых чашек гораздо приятнее чем из стеклянных. Даже неспешность да душевность посиделок появляется.

Наша прекрасная экскурсовод Анастасия Васюкова. Давно не встречала таких прекрасных экскурсоводов! Так знать предмет своей темы и так интересно рассказывать редко получается у тех кто водит экскурсии каждый день.

-18

Мы посмотрели залы с мультимедийными экранами где рассказывалось что, как в истории. А так же мастера - учителя по фарфоровому мастерству послушали. В записи посмотрели лекцию его.

-19

19 -  й век
19 - й век

И двинулись мы смотреть работы студентов. Тоже фарфор. Но прекрасные работы! ОХ!
Вот чудесный эскиз

-21

А вот конечный результат. Изумительно!

-22

Эскиз.

-23

Результат

-24

И это далеко не единственное что можно лицезреть в выставочных залах!
Я расскажу. Обязательно о картинах

-25

О мастерах и мастерских
Например о мастере, педагоге по витражу Лифшиц Льве Юрьевиче

-26

И о мастерской по римской и флорентийской мозаиках , заглянем к ювелирам. ...