Найти тему
АРТИКЛЬ

Подводные испытания атомных бомб

Оглавление

26 июля 1946 года США провели первое испытание атомной бомбы под водой.

Оперативная группа, состоящая из представителей армии и морского флота, установила атомную бомбу в центре атолла Бикини, который относится к Маршалловым островам. В радиусе взрыва 21-килотонной бомбы под названием «Хелена из Бикини» или «Бейкер» разместили десятки кораблей-мишеней.

В новую ядерную эпоху, когда ВВС могут просто сбрасывать бомбы на города, какая роль отводится военно-морским силам? Руководство ВМФ, которое предложило взорвать бомбу под водой, хотели доказать, что корабли способны пережить ядерную атаку, и флот всё также актуален.

-2

Но подводное тестирование было неоднозначным по сравнению даже с испытаниями на суше. Учёные-ядерщики ставили под сомнение необходимость его проведения. Даст ли оно какую-то полезную информацию или это будет сделано просто  для галочки?

Когда опущенная на глубину тридцать метров «Хелена из Бикини» взорвалась, то создала гигантский подводный пузырь с горячим газом. В течение несколько секунд пузырь достиг океанского дна и сформировал кратер около 9 метров глубиной и шириной не менее 548 метров. В то же время от поверхности лагуны в небо взлетел столб из воды весом 2 млн. тонн и высотой 1,5 км. Взрыв охватил площадь 800 метров. Облако радиоактивного конденсата развернулось от края до края лагуны, пряча в себе столб воды; грибообразное облако расцвело на фоне неба.

Это первое подводное испытание усилило страх перед мощностью бомбы. Флот полагал, что многие из кораблей сумеют выдержать взрыв, а после — их можно будет обеззаразить и вывести из лагуны. Но спустя две недели руководители военно-морского флота вынуждены были признать, что судна настолько напичканы радиацией, что их вряд ли удастся использовать в будущем. Таким образом, Маршалловы острова стали кладбищем для облучённых кораблей. После этого лишь немногих из испытаний атомных бомб, проводимых США и Советским Союзом, велись под водой. Понадобилось десять лет после испытания «Бейкер», чтобы попробовать провернуть это опять.

Кладбище кораблей

Первым кораблём, который оказался в эпицентре взрыв, был LSM-60. Бомбу установили под днищем этого судна, и в результате детонации LSM-60 просто испарился. Лишь немногие фрагменты от корабля были найдены в процессе очистки палуб на других суднах.

Линкор «Арканзас» стал первым кораблём, который потопила атомная бомба. Нефтяная баржа YO-160 стремительно ушла на дно вместе со вспомогательным судном ARDC-13. Авианосец «Саратога» тонул на протяжении 7 часов. После взрыва его кормовая часть начала погружаться в воду, и судно накренилось по правому борту. Захваченный у Японии линкор «Нагато» тонул на протяжении четырёх дней и окончательно ушёл на дно ночью, когда за ним никто не наблюдал. Три из шести подводных лодок также были потоплены.

-4

Реальные потери среди техники стали очевидны только спустя неделю. В первые часы после взрыва команды по очистке попытались добраться до кораблей, но им пришлось повернуть назад из-за высокого уровня радиации. Вице-адмирал, возглавляющий оперативную группу, отправил экипаж, чтобы отбуксировать «Саратога» на соседний остров прежде, чем тот утонет. Но им также пришлось отказаться от этой затеи из-за радиации.

Проблема была и в воде. В предыдущих атомных испытания радиоактивные частицы выбрасывались в атмосферу и распространялись на большие расстояния, как только облако взрыва рассеивалось. В этот раз излучение содержалось в тумане из воды и падало обратно на лагуну и судна. Доза радиации на кораблях превышала смертельную дозу в 20 раз.

Тем не менее, ВМФ полагал, что корабли всё еще можно спасти. Капитаны требовали свои судна обратно. Контр-адмирал Торвальд Сольберг, отвечающий за обеззараживание, полагал, что технику можно вернуть домой. Но группы по очистке не были подготовлены к такому уровню загрязнения. Они тщетно пытались избавить от радиации с помощью пены и солёной воды. В процессе очистки судов использовали пескоструйную обработку, удаляли деревянные части,  очищали латунные и медные части корабля азотной кислотой.

Вскоре работники получили свою дневную норму радиационного облучения, которая по сегодняшним меркам считается весьма высокой. Радиация распространялась повсеместно, так как экипаж по очистке привозили с собой «заражённую» воду на «чистые» суда. Даже мидии и водоросли, которые цеплялись к корпусам «чистых» кораблей распространяли её.

Военно-морской флот вынужден был признать, что очистить морскую технику невозможно. Шесть кораблей, которые были сильно повреждены в результате взрывов, потопили прямо в лагуне Бикини. Большую часть загрязнённых техники отбуксировали в атолл Кваджалейн: часть из них оставили там, а часть отправили на экспертизу в Пёрл-Харбор. 36 кораблей остались на дне Кваджалейна.

Судно «Принц Ойген», не дождавшись ВМФ, само решило свою судьбу. Во время буксировки Кваджалейн протекающий крейсер затонул на относительно небольшой глубине из-за проблем с обшивкой.

Прочие испытания

После подрыва «Бейкера» планировалось ещё одно испытание, но его отменили. Следующее тестирование атомной бомбы под водой произошло в 1955 году во время операции в Вигваме и было направлено против подводных лодок. Устройство разместили на глубину 600 метров в 500 морских милях к юго-западу от Сан-Диего.

Ученые-ядерщники вновь были настроены крайне скептично. Комиссия по атомной энергии США отказывалась подписываться, пока не были приведены доказательства, что жители США и Мексики вне опасности и испытательная площадка относительно свободна от флоры и фауны. Военным не терпелось узнать в каком диапазоне взрыв мощностью 30 килотонн может расколоть субмарину, и что случиться с судном на поверхности на месте взрыва.

-8

По сравнению с «Бейкером», это испытание прошло гладко, хотя эффект был разрушительней. Корабль «Таваса», который перевозил наблюдателей, был сильно повреждён, а радиоактивный туман вновь повис над морем. Как утверждают военные, никто из присутствующих не подвергся опасной дозе радиации. Но семьи некоторых из тех, кто умерли от рака довольно рано, считают иначе.

После этого подводные испытания проводили ещё три раза. В 1958 в рамках операции «Морской сухарь» была произведена ещё одна детонация на большей глубине и ещё одна в другой лагуне. В обоих случаях устройства были меньше, чем их предшественники, но и не обошлось без сюрпризов.


В 1962 году, за год до подписания Договора о частичном запрете на испытания, был произведён последний тест — «Рыба-меч». Этот прошёл без сучка и задоринки.

Оригинальная статья: Atlas Obscura

Автор: Сара Ласкоу

Дата: 19 июля 2016

Основной канал

Поддержать Артикль

Наука
7 млн интересуются