Светская львица изо всех сил пытается стать борцом с несправедливостью. Получается с переменным успехом.
За пять минут до открытия штаба Ксении Собчак в Екатеринбурге около входа в помещение стоит небольшая группа людей. Журналисты и гости, дожидающиеся своей очереди на регистрацию. Через улицу Белинского перебегает мужчина, заинтересованный движением около здания. «О, Ксеня Пачак», — радостно вскрикивает мужик. Очевидно, единственная ассоциация с кандидатом в президенты у него из давно почившего с миром шоу «Наша Russia».
Штаб небольшой: в первой комнате проходит регистрация гостей и СМИ, вторая — чуть больше и уже набита людьми.
К появлению Ксении Собчак у дверей штаба готовились заранее: все пришедшие спешно оделись и вышли на улицу. Оттуда уже слышны крики: «Собчак против всех». Напомнило, как в детстве звали: «Дед Мо-роз, Дед Мо-роз», и с третьей попытки он появлялся. Так и с Ксенией Собчак — с третьей попытки активисты таки вызвали политика из машины.
Кандидат в президенты сказала несколько приветственных слов снаружи и поспешила в теплый штаб, на улице сегодня морозно. Когда Ксения добралась до стенда, вокруг начался ажиотаж. Один фотограф в отчаянии даже полз к ней по полу, на что начальник предвыборного штаба с улыбкой отметил: «Такого у нас еще не было!»
Ксения Собчак начала с уже привычной фразы «Екатеринбург особенный город», потому что горожане сами выбрали себе мэра.
Первый вопрос к кандидату был о Юлии Савиновских, многодетной матери, у которой забрали двоих детей из-за удаления груди. Журналист хотел знать, профинансирует ли она Савиновских наподобие Михаила Ходорковского, оказавшего финансовую поддержку Руслану Соколовскому. Ксения не смогла ответить конкретно, сославшись на грядущую личную встречу с женщиной. Второй вопрос — о предвыборной программе, которая, кажется, ориентирована исключительно на женщин.
Ксения ответила категорично: «Нет, моя кампания рассчитана на людей, которые не хотят жить в бедности». В то же время она согласилась с тем, что социальная тематика кажется ей наиболее значимой. Самый провокационный вопрос — о политическом будущем Ксении Собчак, точнее, не повторит ли она кампанию миллиардера Михаила Прохорова, который «бросил своих избирателей». Четко ответить на эту реплику Ксения Анатольевна не смогла, лишь подчеркнула, что «в таких ситуациях всегда виноват не один человек, а команда».
Далее в графике потенциального кандидата в президенты — встреча с екатеринбурженкой Юлией Савиновских. Несмотря на ажиотаж вокруг нее, можно сказать, что общение прошло бесполезно. Ксения Собчак пообещала помочь «с точки зрения огласки». На этом все. Сложно представить, на какой еще уровень громкости можно вывести проблему Савиновских — федеральный и мировой уже пройдены.
Далее кампания Ксении Собчак в Екатеринбурге пошла по традиционным политтехнологическим лекалам. Главная светская львица Москвы и редактор глянцевого журнала смело отправилась спасать жильцов аварийного дома на Уктусе, доказывая, что она больше не завсегдатай модных тусовок, а борец за справедливость. Здание 1945 года постройки давно должны были снести, однако что-то чиновникам помешало. На первом этаже дома стоит смрад — в здании нет канализации, вместо нее — выгребные ямы, которые очищаются не чаще, чем раз в неделю. В квартире, под которой находится яма, самый ужасный запах — туда и отправляется кандидат в президенты.
Ксения Анатольевна терпеливо выслушала жильцов дома, прошлась по их квартирам, изредка задавая вопросы. Но по лицу кандидата в президенты складывалось впечатление, что она не совсем понимает, что она там делает и чего от нее хотят.
Походив по развалинам и выслушав все жалобы, кандидат в президенты сказала лишь лаконичное «спасибо, что пригласили».
В предвыборном штабе Собчак мне позже объяснили, что дом был выбран по заявке его жильцов, которую они сами направили. Штаб окажет юридическую помощь жильцам злополучного дома. Кроме того, в штабе признаются, что обращения жителей Екатеринбурга к Ксении Собчак с просьбой вмешаться в решение их проблем приходят, но не так много, как ожидалось. «Скорее всего, мы недостаточно понятно объяснили в объявлении, как подать заявку. Несколько людей приходили сегодня, мы их поставили в очередь», — рассказала пресс-секретарь штаба Наталья Неволина.
После грязного полуразрушенного дома Ксения Собчак вернулась в более привычную среду обитания — в бизнес-центр «Онегин». Там она встретилась с избирателями, ответила на их вопросы.
Если на открытие штаба пришло около сотни человек, то к вечеру число последователей кандидата увеличилось практически до двух сотен человек.
Вопросы поднимались разные — от глобальных — «что будет после 2024 года?» — до узкоспециализированных — «что делать, если ребенка не допускают в школу без реакции на манту?». На первый вопрос политик ответила, что при очередном президентском сроке Владимира Путина «нас ждет катастрофа, гораздо раньше, чем через шесть лет». На второй вопрос Ксения Собчак не стала отвечать без подготовки, но отметила, что проблема туберкулеза в России актуальна и сегодня, поэтому можно понять, почему принимаются такие меры.
Обсудили на встрече и пресс-конференцию с Владимиром Путиным. Вспомнили эпизод, когда президент рассказал историю о том, как борьба с коррупцией в силовом ведомстве не увенчалась успехом, и он пришел к выводу, что в этом ведомстве необходима ротация. Ксения Собчак продолжила его мысль: необходима ротация везде.
Ксения Собчак, кандидат в президенты России:
— Для того, чтобы что-то изменить, чтобы не было коррупции, ротация нужна везде. Не будет таких проблем, когда будет ротация на уровне высших чиновников, которые составляют окружение Путина. Это все одна и та же колода, которая замусоленно тасуется уже 18 лет. Нужно менять целиком систему. Здесь нет ничего нового, это вещи, опробованные во всем мире. Необходима сменяемость власти.
Про самого Владимира Владимировича кандидат в президенты сказала, что он устал, но не может уйти от власти, «потому что созданная им система его же первого посадит в тюрьму». По ее мнению, его преемник силовыми методами отнимет у бывшего президента активы. В очередной раз «перераспределятся основные денежные потоки». Что касается своего избрания, то на ближайших выборах Ксения Собчак не рассчитывает выиграть: «Выиграть в этой системе, как в казино, вряд ли возможно». В конце она попросила поднять руки тех, кто верит, что на этих выборах победит не Владимир Путин. Руки подняли четыре человека.
Последним пунктом в предвыборной поездке по Екатеринбургу неожиданно стал продовольственный магазин. Там Ксения Собчак провела социальный эксперимент. Вместе с матерью-одиночкой Ульяной и ее восьмилетним сыном Филиппом она узнала, сколько продуктов можно купить на пособие, которое семья получает, если доход ниже прожиточного минимума в 8 500 рублей. Граждане, завидев когда-то скандальную звезду, а теперь политика, реагировали по-разному. Пожилые и люди среднего возраста были недовольны тем, что им мешают делать покупки. Молодая пара робко фотографировала знаменитость на телефоны.
Результаты эксперимента оправдали ожидания. На 981 рубль из пособия мать-одиночка смогла позволить себе макароны, молочные продукты, немного сладостей и фруктов. В то же время Собчак и журналист Антон Красовский, приехавший с ней, выбирали аналогичные, но более дорогие продукты. Стоимость альтернативной продуктовой корзины составила в 4,5 раза больше той, которую может себе позволить мать-одиночка. «Мы покажем происходящее, что это деньги, на которые нельзя содержать ребенка, ничего нельзя купить», — сказала Ксения Собчак и подарила продукты участнице эксперимента.
В общей сложности публичные мероприятия в Екатеринбурге заняли у Ксении Собчак пять часов. Кажется, что у нее есть большое желание стать борцом с несправедливостью и навсегда попрощаться с имиджем гламурной тусовщицы. Но при этом в каждом ее заявлении чувствуется, что политическая стезя для нее пока в новинку. Так или иначе, Ксения Собчак выполнила формальную программу — открыла штаб, поговорила с народом, съездила на проблемный дом. А вот что дальше — большой вопрос. Решить чьи-то проблемы у нее пока не получается — не хватает ресурсов.