...Ледяной ветер выдувал слезу из почти остекленевших на морозе глаз, старался залезть под подкладку военной куртки, трепал камуфлированные штаны, как сбрендивший пес. Томас Харт стоял, засунув руки глубоко в карманы, и смотрел на догорающее убежище.
-Идем, пока окончательно не замерзли - Мэр, придерживая Спарки за ошейник, передал Солдату пистолет. .
-Гав! - требовательно гавкнул Спарки, что на его языке, видимо, означало “не расстраивайся, идем туда где тепло и есть еда!”
Томас молча продолжал смотреть на пожар. Эшли подошла к нему и положила руку на плечо.
-Все кто выжил - тут. Больше некого ждать. Мы либо замерзнем прямо здесь, на развалинах убежища, либо попытаемся отыскать новое место для жизни… Может, в школе…
Харт похлопал Эшли по руке, успокаивая ее (а может, и себя?).
-Ты и сама прекрасно знаешь, что там Мать. Нам некуда идти. Хотя, на той стороне города, возможно, уцелел супермаркет на развязке дорог… Надо проверить.
С этими словами он резко развернулся в сторону пожарища, выхватывая из-за пояса широкий нож Боуи и сильно, с оттягом, бросил его в горящего зомби, который медленно двигался сквозь пепелище в их сторону. Нож с характерным звуком воткнулся в голову мертвеца, тот упал, опрокинувшись на спину, и замер.
Солдат повернулся к строителю, взял её за руку, и небольшая группа выживших двинулась прочь от места, где разбились их надежды. От группы отделился мужчина, затянутый в черный непроницаемый костюм и бесшумно направился назад, к пожарищу. Майк Чо просто не мог себе позволить разбрасываться оружием. Подойдя к убитому зомби, он выдернул нож из его головы, вытер лезвие, на котором ясно читалось “ПЕРВЫЙ ИГРОК”, о лохмотья мертвеца и поспешил вслед за остальными.
Многие из читателей, наверное, уже догадались о какой игре пойдет сегодня речь. Да, это действительно игра “Мертвый сезон” (“Dead of Winter” в оригинале), а точнее её первая часть - “Мертвый сезон - Перекрестки” (“Dead of Winter - Crossroads).
Игра от Plaid Hat Games увидела свет в 2014, а в 2015 году была локализована у нас в стране компанией Crowd Games. Игру до сих пор можно встретить на прилавках магазинов настольных игр (однако почему-то большие компании такие, как Игровед и Хобби Геймс не включали её в свой ассортимент), первый тираж игры на русском разошелся как горячие пирожки, да и тот факт, что компания Growd Games до сих пор на своем сайте предлагает её приобрести с каждым новым дополнением игры - всё говорит о том, что игра пользуется популярностью. И неудивительно - несмотря на все признаки достаточно сухого кооперативного евро (пусть и не совсем канонического, с элементами случайности) игра обладает потрясающей атмосферой.
Тут, наверное, стоит попросить прощения у всех вдумчивых читателей за столь размытую формулировку - евро с элементами случайности, но, в случае с “Мертвым сезоном”, по-другому не получается - игра находится на стыке стилей и жанров. Судите сами, вот какими свойствами и механиками она обладает:
- размещение рабочих;
- проверка навыков;
- проверки действий;
- group building - каждый ход игрок старается развивать подконтрольную ему группу выживших, таким образом, приближая победу;
- кооперативная игра со всеми вытекающими из этого свойствами: тут вам и отдельная фаза игры и кризис менеджмент;
- наличие роли предателя;
- соревновательная часть для игроков также присутствует - помимо того , что для успеха в игре общая цель для всей колонии должна быть выполнена, каждый из игроков также преследует свои цели, зачастую идущие вразрез с текущей целью игры, что, кстати, заставляет игроков подозревать в предательстве каждого из соседей по столу;
- И самая главная, и, пожалуй, самая спорная часть игры - перекрестки. Это основное связующее звено игрового процесса, тот момент, когда игрокам приходится делать выбор - зачастую выбор между жизнью и смертью игровых персонажей.
Как уже упоминалось ранее, игра обладает потрясающей атмосферой. С самого начала партии - игра начинается с текстового вступления, которое вводит нас в курс дела и обрисовывает цели на игру, и до конца - в качестве завершения нам предлагается текстовый эпилог, варьирующийся в зависимости от результата игры. Каждый персонаж в игре имеет свою историю. И каждый раунд у игроков есть возможность оказаться на “перекрестке событий” - со специальных карт перекрестков зачитывается ситуация, в которую попадает игрок, вынуждающая его сделать выбор. То есть на протяжении всей партии не оставляет чувство, что это не кооперативная игра (наверное можно даже несколько утрировать и сказать - продвинутый пати-гейм, этакая мафия с логистикой), а полноценная настольная ролевая игра. В качестве ещё одного аргумента в пользу атмосферности игры стоит также упомянуть, что компания ONI press выпустила комиксы по игре.
Конечно, к игре можно относиться и как к обычной “середнячковой кооперативке” - бегло пролистывать тексты, в перекрестках зачитывать только варианты решения, играть на собственный выигрыш, не участвуя в процессе обсуждения ролевой составляющей, но… Зачем тогда играть именно в эту игру? Поверьте, есть гораздо более интересные варианты и кризисных кооперативных игр, и похожих евроигр, не так жестко привязанных к сюжету и ролевой составляющей.
Почему “Мертвый сезон - Перекрестки”, а не вторая её часть - “Мертвый сезон - Долгая ночь”? Дело в том, что наш обзор предназначен для игроков, которым этот жанр не очень хорошо знаком - опытные настольщики, скорее всего, уже знают о существовании “Мертвый сезон - Перекрестки” и вероятнее всего, уже составили об игре свое мнение. “Перекрестки” в отличие от “Долгой ночи” не так сильно загружены событиями и более самодостаточны в своей завершенности. А вот, если захочется чего то большего, чем “Мертвый сезон - Перекрестки” - например, узнать, что же произойдет с вашей колонией, когда наступит лето, разгадать загадку происхождения апокалипсиса, узнать, сможет ли ваша колония противостоять атакам безжалостных рейдеров, - добро пожаловать в “Долгую ночь”. О совместимости этих двух версий и о их взаимозаменяемости пойдет речь в следующем нашем обзоре.
Финальные оценки игры Мертвый сезон: Перекрестки
Игровой процесс: 9/10. Прекрасный образец полу-кооперативной игры. Кризис-менеджмент, ролевая составляющая, этические дилеммы - тут всё на высоте.
Правила игры: 7/10. Характерный недостаток совокупности правил и игрового процесса - общие правила из книги иногда противоречат тому, что указано на картах, некоторые игровые ситуации сложно разрешимы согласно правилам. Однако авторы не останавливаются на достигнутом: на официальном сайте есть FAQ, поясняющий много спорных моментов, и вторая редакция правил от “Долгой ночи”.
Внешний вид: 6/10. В игру напрашиваются миниатюры вместо картонок. Планшеты игроков и локаций тонковаты (исправлено в “Долгой Ночи”). Обилие колод карт в игре замедляет подготовку к партии, однако органайзер/игронайзер успешно решает данный вопрос.
Итоговая оценка: 7/10. Игра успешно прошла испытание временем и заняла свое место на полке достойных представителей жанра. Крепкая ролевая составляющая “Мертвого сезона” является достойным логическим продолжением воплощения идей “Ужаса Аркхэма” и “Древнего ужаса”.
Хочется обратиться к новичкам, только начинающим свой путь по тропинке настольных игр: если вашей компании нравится “Мафия”, если вы уже попробовали “Нечто” от Хобби геймс, “Нуар” от Гагагеймс или “Сопротивление” от Инди геймс - найдите возможность сыграть в “Мертвый сезон - Перекрестки”. Подготовьтесь как следует - пусть за окном будет зима (новогодние праздники прекрасно подойдут), в колонках компьютера или планшета приглушенно разливается по комнате “Dead of Winter Soundscape” c youtube, а игроки серьезно настроены побороться за свою жизнь в реалиях зомби-апокалипсиса. Не пренебрегайте всеми текстами, которые присутствуют в игре - благодаря локализации, у русскоязычных игроков есть потрясающая возможность полностью погрузится в игровой процесс.