Найти тему
Мегабайт

Театральный Петербург: правильно поданные монологи

Оглавление

Рассказываем о спектаклях Северной столицы, в которых «основное блюдо» — монологи актеров.

ИДА. Потерянные записи

Театр «Особняк»
Режиссер: Александр Савчук
В ролях: Катя Ионас

Моноспектакль — жанр, который не часто встретишь в репертуаре большого академического театра, в то же время он невероятно важен для камерных и студийных коллективов. 

В традиции жанра — минималистичное оформление. Вот и в спектакле «ИДА. Потерянные записи» сценическое пространство решено подчеркнуто аскетично. Темная коробка сцены заключает в себе лишь несколько предметов: стул, на котором возвышается фигура Кати Ионас, пюпитр с исписанными листами бумаги, камера на штативе, и, наконец, огромный экран, на который транслируется изображение лица героини. Посреди погруженной во тьму сцены, именно оно, окрашенное в синий, становится единственным ярким акцентом, отсылающим к заглавию романа Юрия Буйды «Синяя кровь», который лег в основу постановки.

Моноспектакль-откровение построен как череда монологов — дневниковых записей героев романа, сделанных в одни и те же даты и описывающих одни и те же события. Дополняя друг друга, рассказы постепенно складываются в общую картину. Смена действующего лица провозглашается актрисой: «Сегодня 15 июля 1954 года. Я — Алеша Пятницкий», «Сегодня 15 июля 1954 года. Я — Алик Холупьев», «Сегодня 15 июля 1954 года. Я — Ида Змойро».

Ида Змойро — актриса, внезапно потерявшая возможность играть в театре и в кино, — вернулась в город своего детства Чудов. Не оставляя театральных занятий до конца своих дней, она играет классические роли перед видеокамерой, «дает представления» для своего племянника Алеши. По сути, нечто близкое «представлениям» Иды демонстрирует зрителю Катя Ионас. Несыгранные роли одной заменяются дневниковыми рассуждениями героев романа Буйды в исполнении другой. 

Проживая перед зрителем сцены из биографии Иды и окружающих ее людей, Катя Ионас мгновенно перевоплощается, как только объявлена следующая роль и перевернут лист бумаги. На протяжении спектакля она обращена спиной к зрительному залу, камера фиксирует каждое движение ее лица. Благодаря эффекту крупного плана все сценическое действие заключается в жестах и мимике актрисы, все драматическое напряжение передается лишь с помощью тончайших нюансов ее голоса. 

Кроткая

Театр «Особняк»
Режиссер: Юлия Панина

-2

Это я, Батюшков!

Государственный Пушкинский театральный центр
Режиссер: Григорий Печкысев

-3

Монологи по поводу американского джаза

Театр «Мастерская»
Режиссер: Анна Зуммер

-4

Текст: Аглая ЖДАНОВА