В мае 1905 года Российская Вторая тихоокеанская эскадра была практически полностью уничтожена в Цусимском проливе между Японией и Кореей. Эскадра шла из Кронштадта во Владивосток.
Изначально Вторая эскадра снаряжалась в помощь Первой эскадре, которая была блокирована в осаждённом Порт-Артуре. Но Порт-Артур после нескольких месяцев обороны капитулировал, так и не дождавшись помощи извне. А с ним погибла и Первая эскадра. Вторая эскадра, т.о., становилась самостоятельной единицей.
Уже современники отмечали слабость Второй эскадры, которая более чем наполовину состояла их устаревших судов. Она, правда, имела 4 новейших броненосца, но они даже не прошли полноценных испытаний и имели неопытные экипажи.
Так же современники отмечали и превосходство японских снарядов, особенно на дальних дистанциях. Как позже выяснилось, мощность русских снарядов на Второй эскадре даже была ещё больше снижена из-за снижения влажности пироксилина.
Тем не менее, всё решалось в бою. И хотя многие корабли сражались храбро, решения русского командования сделали этот героизм бессмысленным.
Второй эскадрой командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. Он был неплохой администратор, но, как выяснилось, плохой боевой командир.
Начать с того, что российская эскадра уступала японской в скорости более чем в 1,5 раза. Это позволило японцам сосредотачивать огонь на головных русских кораблях, последовательно выводя их из строя.
Ход русской эскадры ограничивался транспортами, которые зачем-то были взяты в бой. Ограничивался он и максимальной скоростью устаревших кораблей.
Те же японцы разбили свой флот на отряды, но русские сражались в одной линии. Некоторые офицеры предлагали сделать тоже самое: разбить эскадру на отряды в зависимости от скорости и бронирования.
Кроме того, русские бронебойные снаряды были более эффективны на близких дистанциях, поэтому дистанцию боя надо было сокращать.
Это только основные моменты, было масса и других.
Открыто стоял вопрос и стратегического характера – как продолжать войну на море в целом: стоило ли вообще идти во Владивосток, каким проливом и составом.
В целом, не смотря на трудности объективного характера, результат мог бы быть и более благоприятен, если бы ни решения конкретного человека. А раз так, то ставка была сделана ни на того.
Командовать эскадрой можно было поставить одного из адмиралов, застрявших во Владивостоке и уже имевших опыт боёв с японцами (во Владивостоке базировался отряд крейсеров), но никак не Рожественского.