Найти в Дзене
РЯБИНИН | ФОТОПУТЕШЕСТВИЯ

Узкоколейная дорога жизни на Русском Севере

В России еще долго будут нужны внедорожники, а внедорожные путешествия будут увлекать людей потому, что они позволяют увидеть удивительные места. Одним из таких мест является поселок Поперечка Верхнетоемского района, правда местные жители могут и не понять восторга, который испытывает городской житель попадая в такие места.

Поселок Поперечка соседствует с Соезерской Пустынью на берегу Соозерского озера и по сути, это конец цивилизации в этом районе. Дальше только болота и остатки лесов, которые не успел подчистить закрывшийся лесопункт.

Поселок появился после войны и жил исключительно лесозаготовкой, а сейчас в нем проживает около 100 человек. Проживает несмотря ни на что: ни на отсутствие работы, ни на отсутствие постоянной связи с «большой землей».

-2

Впрочем, это не совсем так. При определенном стечении обстоятельств до поселка можно доехать на машине, но основная связь с внешним миром, это старая узкоколейная железная дорога и, внимание, собственный поезд.

Железнодорожный состав состоит из дизельного тепловоза серии ТУ7А и единственного пассажирского вагона. Поезд в понедельник уходит со станции Сойга – тупиковой станции поселка Поперечка, а в пятницу возвращается на нее со второй и такой же тупиковой станции Авнюгский в одноименном поселке.

-3

К приезду поезда на станцию стягиваются автомобили и даже квадроциклы, которые встречают или провожают пассажиров или грузы. Все как на настоящей железнодорожной станции.

Здесь, как и в любой настоящей глубинке, можно встретить автомобили без номерных знаков. Зачем платить налоги и проходить техосмотр, если дорог в округе нет и ездить кроме как до станции особо некуда!?

-4

В плохую погоду дорога до Поперечки становится непроходимой, а график железнодорожного сообщения не всегда позволяет взять и съездить за необходимым в поселок Авнюгский. Однако, местные жители нашли выход и из этой ситуации смастерив самодельные дрезины из подручных средств: мотоциклов с коляской и, даже, по словам местных, из старых снегоходов.

-5

Самопальные дрезины попрятаны по гаражам и увидеть их в работе, к сожалению, не получилось. При необходимости дрезины просто достают из гаражей, ставят на рельсы и айда в цивилизацию за «спичками и солью».

Русский человек способен выжить в любых условиях и адаптироваться к любым особенностям жизни, а если еще есть пару моторов, железо и сварочный аппарат, тогда можно будет и на Луне приспособиться.

-6

Сейчас поезд и железная дорога существует благодаря Борису Скумину, проработавшему на железной дороге всю жизни, который сумел сохранить железнодорожное сообщение. Единственный вагон состава покрашен в яркий цвет и раскрашен огромными цветами, словно его только что утащили с детской железной дороги, где использовались и такие же вагоны, и такие же локомотивы.

-7

Самое интересное, что несмотря на забавную «игрушечную», но настоящую железную дорогу и относительную близость поселка к асфальтовой дороге, туристы в Поперечку не ездят и отчетов в сети практически нет.

-8

Сознаюсь, что прочитав статью мне захотелось оказаться там, на путях этой железнодорожной ветки жизни, когда из зимнего сумрака появляется самый настоящий тепловоз, везущий яркий и жизнеутверждающий вагончик. Это отличная идея, чтобы отправиться в зимнее путешествие и я думаю, что обязательно сделаю это.

А сколько их еще, таких же удивительных мест рядом с нашим ореолом обитания и маршрутов путешествий!?

Текст: М. Рябинин
Фото: И. Барсуков

***