Когда до Октябрьской революции оставалось меньше двух недель, а фронт и флот были полностью распропагандированы и развалены, все-таки нашлось место подвигу. Его совершил эсминец «Гром», точнее члены его команды.
Этот эсминец вступил в строй в мае 1916 года и на момент знаменитой истории, случившейся 14 октября 1917 года, был достаточно новым. Он относился к серии эскадренных миноносцев типа «Новик», а ведущий корабль этой серии прослужил вплоть до 1941 года, погибнув во время Таллинского перехода. После вступления в строй «Гром» нёс дозорную и конвойную службы.
14 октября 1917 года он также находился в дозоре на Кассарском плёсе, где нарвался на немецкий линкор «Кайзер», открывший огонь по дозору. Понятное дело, что какой-то там эсминец не способен тягаться с линкором. Тем более, что немцы попали точно в машинное отделение. Правда, снаряд не взорвался. Из строя вышли две турбины, корабль получил крен на левый борт. Через два часа в пролив Соэлозунд вошли другие немецкие корабли, открывшие огонь по «Грому». После этого начался пожар.
Согласно классической истории, которая была принята в советское время, экипаж был эвакуирован на канонерку «Храбрый». Но минный старшина Фёдор Самончук вернулся на корабль. Он увидел приближающийся немецкий миноносец, дождался, когда тот подойдет поближе и торпедировал немцев с небольшой дистанции, а затем кинул в артиллерийский погреб «Грома» горящий факел. Самончука долгое время считали погибшим, но на самом деле его снесло за борт взрывной волной, а потом он попал в плен, из которого вернулся домой только через несколько лет. В 1955 году Самончука за этот бой наградили орденом Красного Знамени.
Впрочем, сейчас, когда появилась возможность познакомиться с документами другой стороны, складывается немного другая картина, не такая приглядная для революционного экипажа «Грома». По немецкой версии экипаж бежал с тонущего корабля, бросив на борту все секретные документы, в том числе оставив немцам карту минных заграждений. На «Гром» высадился десант с немецкого эсминца «B 98», который убедился в том, что спасти эсминец не получится. После этого немцы вернулись к себе, а «Гром» просто утонул.
С другой стороны, ордена Красного знамени в 1955 году просто так не давали. Да и одно другому не мешает. Может и на самом деле Самончук не стал бросать корабль, как остальная команда.