Найти тему
Logorina

Нужно ли бояться речевой группы

Многие родители, услышав от логопеда детского сада, что речь ребенка требует серьезной длительной коррекционной работы (например, при общем недоразвитии речи) и желателен перевод в речевую группу, сразу начинают отказываться, говорят: «Мы будем заниматься платно!» Прежде чем принять решение, стоит взвесить все «за» и «против». Перевес может оказаться в пользу речевой группы.

Занятия с логопедом в частном порядке организуются два (реже три) раза в неделю. Одно занятие длится около 40 минут (если ребенок может столько выдержать), дома родителям предлагается закреплять материал, предложенный логопедом (чем сложнее нарушение, тем больший объем работы придется на родителей).

Рассмотрим ситуацию на примере группы для детей с общим недоразвитием речи (группа для детей, у которых нарушено произношение, бедный словарный запас, большое количество аграмматизмов, не сформирована связная речь). В такую группу зачисляют на два-три года. Родители оплачивают посещение ребенком детского сада, а не работу специалистов. А специалистов с ребенком работают несколько: логопед, психолог и воспитатель. Логопед проводит групповые занятия по развитию речи и обучению грамоте, занимается с каждым ребенком индивидуально (ставит звуки, закрепляет поставленные звуки на речевом материале, развивает речевой слух и др.), а также дает упражнения по закреплению материала воспитателями и составляет рекомендации по индивидуальной работе с каждым ребенком. Психолог занимается с детьми также в группе и индивидуально, корректируя познавательную и эмоционально-волевую сферу. Логопед и психолог всегда работают в команде, вместе разрабатывают план коррекционно-развивающих мероприятий. Конечно, родители не должны оставаться в стороне. Поэтому рекомендации по закреплению приобретенных речевых навыков и умений логопед пишет в тетради, которую родители забирают домой на выходные или носят ежедневно.

Кроме того, наполняемость речевой группы всегда меньше обычной детсадовской. Каждому ребенку уделяется больше внимания.

На всех занятиях большое внимание уделяется речи детей. Если это рисование, то детей учат проговаривать свои действия и действия сверстников, закрепляют словарь по теме недели. Все детские работы подчинены лексическим темам, в рамках которых ведется обучение. На музыкальных занятиях детей также учат воспроизведению различных ритмических рисунков, согласовывать речь с движениями, различать звуки по громкости и высоте, что также способствует лучшему развитию речи. На праздниках в речевых садах стараются задействовать всех детей, учитывая их личностных и речевые способности.

Программа речевой группы предполагает обучение детей грамоте (не просто чтению, а еще умению составлять слова и предложения из букв разрезной азбуки).

Благодаря такой слаженной, кропотливой работе всего коллектива и родителей, дети как правило идут в школу хорошо подготовленными, речь достигает возрастной нормы. А вот двух частных занятий в неделю, как правило, недостаточно, и позднее может встать вопрос о переводе в речевую школу, выше вероятность вторичных отклонений (нарушений письменной речи).

Для детей с заиканием также существуют специализированные речевые группы. Их главная особенность в том, что весь режим, вся программа тесно связаны с методикой коррекционной работы, дети поэтапно, в очень щадящих условиях осваивают необходимые для дошкольника умения и навыки. В режиме дня предусмотрены релаксационные паузы, проводятся занятия по логоритмике, много внимания уделяется дыхательной гимнастике, что не только помогает преодолеть запинки в речи, но и способствует оздоровлению организма. Требования к речи детей изменяются и усложняются постепенно, по мере овладения ими навыков плавной речи. Такие условия в массовой группе создать невозможно.

Адаптация к новой группе проходит довольно легко, так как педагоги стараются создать ситуацию успеха, да и дети туда поступают в возрасте 4-5 лет.

Помните, что речевое нарушение и нарушения интеллекта разные вещи. Дети после речевой группы поступают в обычные классы массовой школы и успешно продолжают свое обучение. Речь очень важная функция, активно развивается именно в дошкольном возрасте, без нее затруднено овладение многими учебными дисциплинами. Обучение ребенка в речевой группе до школы – это из самых эффективных способов преодоления сложных речевых нарушений на сегодняшний день.

Понравилась статья? Нажимайте лайк и подписывайтесь на канал.