На этой фотографии из городка Байу Ла Батр, что в Южной Алабаме, США запечатлено потерянное наследие советского союза.
Давайте разберемся, как и почему уникальный глубоководный спускаемый аппарат, разработанный в 1968 году конструкторским бюро «Рубин», ржавеет на задворках Америки.
Проект 1825, именно под этим номером батискаф фигурирует в документах, поступил руководству Ново-Адмиралтейского завода от Министерства рыбного хозяйства СССР, но он был разработан совместно с военно-морским флотом для проведения работ и исследования морских и океанических глубин вплоть до 2 километров.
В результате работы сотен инженеров в 1969 году на воду был спущен аппарат "Север-2", отлично показавший себя в деле. Спустя два года был заложен его старший брат "Север-2 Бис", в итоге спущенный на воду в 1971 году.
Конструктивно спускаемые аппараты были схожи, имели цилиндрический корпус с семью обзорными иллюминаторами, снабжались наружной рукой-манипулятором, большим грузом научного оборудования и имели запас автономности в 72 часа, а также 9 часовой ресурс хода - время работы двигателей, на которое хватало заряда бортовых батарей. Больше технических подробностей вы можете узнать в другой статье, я же вернусь к нашей истории.
Батискафы базировались на исследовательских судах "Одиссей" и "Ихтиандр" водоизмещением по 3500 тонн и за время эксплуатации (более 10 лет) побывали в водах по всему миру, от Баренцева и Черного морей до Индийского океана и Мадагаскара.
Увы, по окончанию холодной войны и с развалом советского союза обитаемые глубоководные аппараты ждала незавидная участь. Их корабли-носители вместо модернизации, были пущены на металлолом.
Север-2 и Север-2 Бис, сотни раз заслужившие почетное место в музее, попали в частные руки.
Север-2 в 2000-х в удручающем состоянии был замечен на стоянке в Севастополе, небезызвестный Федор Конюхов даже собирался совершить на нем кругосветку, но видимо вовремя одумался. В каком состоянии батискаф находится сейчас, мне не известно.
Север-2 Бис был продан неизвестному предпринимателю из США, который решил восстановить батискаф и отвез его для этого на верфь Steiner Shipyard.Там Север 2-Бис находится до сих пор.
Работники верфи рассказывают, что Майк Дегруи -американский режиссер-подводник, который помогал Кемерону с Титаником и на постоянной основе занимается подводными съемками для документальных фильмов BBC, осмотрел батискаф в 2010 году и заявил: "Нужно быть буквально сумасшедшим, чтобы погрузиться под воду на этом приспособлении".