Тетрадку "Пчеловодство" обнаружили во Владимирской губернии собиратели народных традиций в 19 веке. Тетрадка содержала курс пчеловодства, основанный на обрядах и заговорах.
Приведу несколько фрагментов, показавшиеся мне интересными.
Крестьяне считали пчеловодство занятием, угодным Богу. Поэтому каждую работу претворяла "Иисусова молитва", но с дополнением: "Господи, иду по пути Твоему и волю Твою творю, вся бо творящая ныне и присно и во веки веков. Аминь".
Выбор пасеки. Его проводили до 1 марта. Подбирали удобное место, затем вечером шли с горшком к водоему. Набирали тридевять (27) ложек воды в этот горшок. Горшок несли на пасеку. Утром проверяли, вычерпывая той же ложкой. Если воды было хоть немного больше - место удачное.
Заклятие пасеки. Пчеловод шел на поле и выбирал там такой камень, который можно унести в зубах. С этим камнем он шел на пасеку, и камень зарывался там с заклинанием.
Перед первым выпуском пчел также читалась удивительно поэтичная молитва. Первый вылет пчел приурочивался ко дню святого Алексея. В этот день хозяин выдергивал небольшой кусок дерна и ходил с ним от улья к улью, прикасаясь землей. Обход совершался трижды с чтением соответствующего заговора. Вероятно смысл его заключался в "привязывании" пчел к земле. Затем дерн относился на прежнее место.
Интересно, что общение с пчелами ведется весь год. Так, во время медосбора читается специальная молитва. Крестьяне считали, что роение происходит в определенный день - 9 декабря, в день, когда почитают зачатие святою Анной Девы Марии. В этот день шли в пчельник и толкали каждый улей со словами: "и вы, пчелы, начинается вам частый рой на густые и желтые воски, Господу Богу на хвалу и миру на спасение, рабу Божию на пожитие. Божьим соизволением и всеми святыми, аминь".
Эта "технология", наполненная молитвами, поэтичными заговорами, отражает все страхи, чаяния пчеловода.