Повествование об Анжелике, маркизе ангелов (книга в большей степени, чем фильм) рвёт все (почти все) шаблоны, принятые в дамском чтиве. Поэтому мы имеем дело с настоящим шедевром — привычность и ожидаемость не прокатывают. Здесь всё нарушает законы жанра, а жанр тут не самый высокоинтеллектуальный. Поэтому нарушить и — разрушить его — это создать нечто перевёрнутое и - мощное, что и вышло у Анны и Сержа Голон. Итак, что же «странного» в саге об Анжелике?
1. Здесь всё начинается с того, чем обычно должно заканчиваться. Как выглядит классика бульварно-развлекательного, псевдоисторического романа? Прелестная героиня проходит ряд испытаний, находит свою любовь, а потом — в финале сочетается законным браком со своим «принцем на белом коне» или — графом, у которого — море золота и дворец в Тулузе. В «Анжелике» всё наоборот — она выходит замуж в 1-м томе (и в 1-й серии), а приключения, похождения и поножовщина для мадам начинаются сильно позже. Авторы начинают свадьбой и потом раскручивают сюжет.
2. В каком случае всё могло бы начаться именно свадьбой? По идее, выходя замуж за нелюбимого, изначально противного ей графа, глав-героиня должна была ...ещё тогда сбежать с красивым пастухом Николя и устремиться с ним в Париж — на поиски драйва. Но нет. Анжелика становится графиней де Пейрак и со временем влюбляется в своего безобразного и — харизматичного мужа. Вечный сюжет о Красавице и Чудовище обретает новую силу. А с Николя она встречается через несколько лет, находясь в трущобах парижского «дна».
3. Анжелика патологически развратна и спит буквально со всеми подряд — в её постели оказываются и бродяги с каторжанами, и венгерский повстанец Ференц Ракоци, и адвокат Дегрэ (только в книге!), и ещё множество замечательных персонажей, вроде поэта-диссидента Клода Ле Пти. Она легко и радостно им всем отдаётся, причём — искренне всех их любит или, по крайней мере, вожделеет. Вы скажете: на тот момент она была (точнее — считалась) вдовой де Пейрака...
Но в «приличных» дамских романах такая вдовица носила бы чёрное и, мстя за супруга, не прикоснулась бы ни к одному кавалеру. И, как водится, Пейрак оказался бы жив, а мадам бы сохранила своё тело для законного обладателя. Анжелика — мстит. И Пейрака находит. Но ...томленье плоти никто не отменял — великолепная блондинка одаривает собою всех, кого ни попадя. Кто подмигнул, к тому и прильнула. И со всеми получила удовольствие (что совсем уже аут).
4. Но Анжелика идёт ещё дальше! Она выходит замуж во второй раз. За мужчину, которого от неё тошнит. Который её презирает и — ненавидит. Не из интереса к этому Филиппу Дю Плесси, а всё больше из желания ...вернуться ко двору. Тут вообще крыша улетает: её любимого Пейрака сожгли на костре по личной прихоти короля, а она, претерпев тяготы, лезет обратно в этот гадючник. В Версаль. Чтобы там блистать. И чтобы у её сыновей от Пейрака было бы «светлое будущее».
Ну, ладно, пусть она заботливая мать, хотя мать она - так, на тройку с минусом. Но. Зачем столь маниакально охотиться за Филиппом, который считал Анжелику — существом ниже себя, да и просто — не выносил? Вокруг неё всегда вращались господа того же круга, но ещё и влюблённые в неё. Но нет. Нужен был Дю Плесси с его психопатией. Да, потом он понял, какое сокровище ему досталось, но что пережила мадам... А её дети? В книге это очень страшно описано.
5. Но самое главное, что отдаваясь немытым уголовникам и потасканным адвокатам, Анжелика с каким-то партизанским упорством отказывала ...наиболее статусным и могущественным соискателям. И чем сильнее, красивее и чище (телесно) был кандидат, тем истеричнее его пинала госпожа де Пейрак. Скажете: король же убил её мужа. Но она сама полезла обратно в придворную жизнь, становясь подругой тех, кто её когда-то предал. Далее это — персидский посол - ему она даже грозила кинжалом и, наконец, марокканский правитель, от каприза которого зависела её непутёвая жизнь.
Ну, если ты — хранишь верность Пейраку, тогда как-то можно понять сцену у позорного столба, где Анжелику лупцуют за непокорность воле султана. Да ты прошла через руки (не самые промытые) сразу нескольких мужчин. Где тут логическая цепочка? И вот именно отсутствие логики, причём — тотальное отсутствие! - делает «Анжелику» захватывающим произведением. Никогда не угадываешь смысл. Постоянно удивляешься: на кой?! И это — интересно.
В общем, вещь совершенно чумовая, дикая, странная и - нестандартная. Поэтому её читают (и смотрят) даже те, кто не выносит сам жанр.
Зина Корзина (с)