Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

José Tomás (1934 - 2001)

На видео в конце этой публикации звучат "Master Piper's Galliard" Джона Доуленда (John Dowland, 1563 - 1626) и "Habanera" Эдуардо Сайнс де ла Маса (Eduardo Sáinz de la Maza, 1903 - 1982), в записи 1968 года.

Хосе Томас (José Tomás Pérez Sellés, 1934 - 2001) — испанский гитарист и педагог, оказавший большое влияние на эволюцию классической гитарной техники во второй половине 20-го века.

Томас первоначально был гитаристом-самоучкой, а затем продолжил учёбу с Регино Сайнс де ла Маса, Эмилио Пухолем и Алирио Диасом. По рекомендации Диаса он отправился учиться к Андресу Сеговии в Сиену. После Сиены он продолжил обучение у Сеговии в 1958 и 1959 годах в Música en Compostela (ежегодный летний курс по исполнительству и композиции) и работал там помощником Сеговии.

В 1961 году он получил первую премию на основанном Сеговией "Concurso Internacional de Guitarra" в Оренсе (Испания), после чего в основном посвятил себя преподаванию, будучи профессором гитары в своём родном городе Аликанте в Conservatorio Superior de Música "Óscar Esplá" в течение двух десятилетий. С 1964 по середину 1970-х годов он также перенял от Сеговии руководство курсом "Música en Compostela".

Будучи концертным исполнителем в молодые годы, Томас был известен своим великолепным звуком и блестящими интерпретациями. Он также был известен своими транскрипциями, особенно пьесами эпохи Возрождения и барокко. Это, в свою очередь, привело его к использованию восьмиструнной гитары, разработанной для него Хосе Рамиресом III. Две дополнительные струны позволяли ему играть музыку, первоначально написанную для виуэлы и лютни, на современной гитаре, не жертвуя никакими нотами.

Однако его основной вклад был в педагогике гитары. "Прагматичный и эрудированный, но в то же время скромный", он получал постоянный поток гитаристов, которые приходили в его дом в Аликанте, ища его совета. Среди классических гитаристов, которые учились у Томаса — Дэвид Рассел, Рафаэлла Смитс, Томас Мюллер-Перинг, Эдсон Лопес, Эдуардо Катемарио и другие.

В его честь названы консерватория "Guitarist José Tomás" в Аликанте, а также международный конкурс Concurso Internacional de Guitarra Clásica "José Tomás - Villa de Petrer".

Дэвид Рассел писал о Томасе:

Он был определённо моим самым важным учителем, хотя я встретил его в конце своих студенческих лет [в середине 1970-х годов]. Он был вдохновляющим, знающим и дал мне чувство уверенности в том, чего я не мог получить от других учителей. У него была способность упрощать проблемы и предлагать эффективные решения как чисто практически, так и для процесса преподавания.

Любопытно, что Томас не испытывал большой любви к публичным выступлениям. Гитарист Ignacio Rodes, уроженец Аликанте, старый друг и студент Томаса, писал об этом:

Он говорил, что ему не слишком нравится играть публично. Я помню, как он сказал, что "я получил вчера звонок от... спрашивающего, могу ли я дать концерт в следующем году... Как узнать, буду ли я в силах вечером того конкретного дня?"

Другой ученик Томаса, Larry Snitzler, подтверждает, что Томас предпочитал свою жизнь в Аликанте жизни в дороге в качестве гастролирующего исполнителя. Dana Chivers, который учился у Томаса в Аликанте в начале 1960-х годов, также предполагает, что у него, возможно, присутствовала определённая застенчивость и отсутствие уверенности в себе, что и помешало Томасу продолжать карьеру в качестве артиста-исполнителя. Chivers задаётся вопросом, не могла ли вспомогательная роль Томаса при Сеговии также повлиять на это (Томас фактически был "правой рукой" Сеговии в преподавании).

С использованием материалов статьи.

Если вы считаете информацию полезной, обязательно ставьте лайк — это продлевает "жизнь" публикации в ленте Дзена. А по следующей ссылке — Классическая гитара, путеводитель по каналу.