Найти тему
Филиал Карамзина

Серго Орджоникидзе. Человек, противостоявший Сталину

1936-1938 годы оказались самыми тяжелыми не только для всей страны, но и для партийной и государственной верхушки и даже для окружения Сталина. Никто из его соратников и друзей не знал, на кого в следующий раз падут подозрительность и гнев вождя, приводившие в большинстве случаев к одинаковому сценарию с расстрельной стенкой в конце. Пожалуй, единственным человеком, который пытался противостоять репрессиям и жестоко спорил об этом со Сталиным, был его ближайший товарищ, знакомый ему еще по бакинской тюрьме, Григорий Орджоникидзе, которого все знали под прозвищем "Серго".

Григорий Орджоникидзе родился в 1886 году. Рано остался сиротой. В 15 лет родственники отдали его учиться в тифлисскую фельдшерскую школу, которую он закончил в 1905 году. Примерно в это же время он познакомился с социал-демократическими идеями и вступил в РСДРП. В дальнейшем его революционный путь повторял биографии практически всех его будущих соратников: от эмиграции и знакомства с Лениным до тюрем и ссылки в Якутию. Там, кстати, Серго служил фельдшером и честно выполнял свой врачебный долг, не забывая, правда, и о партийной работе. Его, как и всех, освободила Февральская революция. В июне 1917 года он вернулся в столицу империи и стал работать в местной партийной организации. Как и его соратники, Орджоникидзе принимал активное участие в организации Октябрьской революции.

-2

В годы Гражданской войны Серго назначался в самые разные районы: он работал и на Украине, и на Юге, и в Закавказье. В дни боев за Царицын он был одним из организаторов обороны города вместе со Сталиным. Именно тогда Орджоникидзе вошел в круг его соратников. Также ему пришлось послужить партии и на фронтах войны. В начале 20-х Серго укоренился на Кавказе, став там самым крупным руководителем, и проводил политику партии, которая заключалась в объединении республик в Закавказскую федерацию. Из-за этого у Орджоникидзе случались стычки с местными властями, которые хотели оставить Грузию автономной республикой. Слухи о драках вспыльчивого и горячего по характеру Серго дошли до самого Ленина, который уделил рукоприкладству Орджоникидзе даже отдельное место в своей работе об автономизации, осудив вспыльчивость кавказского руководителя. Но Владимир Ильич был уже болен и мало влиял на решения партии, поэтому верный товарищ Сталина остался на своем посту.

Микоян, Сталин, Орджоникидзе
Микоян, Сталин, Орджоникидзе

Серго, который был близким другом Иосифа Виссарионовича, нужен был ему для борьбы с оппозицией. Именно поэтому в 1926 году Орджоникидзе был введен в высшие эшелоны партийной и государственной власти. Пыл и активность Серго понадобились в проведении индустриализации, поэтому вскоре Орджоникидзе стал наркомом тяжелой промышленности. На этом посту он добился огромных успехов в строительстве заводов, развитии авиации и организации оборонной промышленности. Для проведения успешной индустриализации Серго сколотил вокруг себя команду из единомышленников, которая помогала ему воплощать проекты в жизнь. Однако именно из-за этой бережливости по отношению к людям в своем ведомстве Орджоникидзе поссорился со Сталиным.

-4

Как известно, именно в это время во всех сферах жизни общества были начаты "чистки" и репрессии. Серго был категорически против этого, тем более что опала коснулась и его сотрудников: в наркомате тяжелой промышленности начались проверки, обыски и аресты. Кроме того, в немилость попали и ставленники Орджоникидзе на Кавказе, которым он покровительствовал. Одним из катализаторов ухудшения отношений стало назначение в Закавказье Лаврентия Берии, которого Серго опасался и считал интриганом и проходимцем. Также Орджоникидзе никак не мог согласиться с арестами и расстрелами "старых" большевиков, с которыми Серго шел бок о бок многие годы. Все чаще разговоры между ним и Сталиным переходили на повышенные тона, перерастали в ругательства на русском и грузинском языках.

-5

Орджоникидзе стал понимать, что тучи сгущаются и над ним, после того, как был арестован, осужден и расстрелян его заместитель в наркомате Георгий Пятаков. А в день своего 50-летнего юбилея 24 октября 1936 года Серго узнал, что его старший брат Папулия попал под арест. Все чаще Орджоникидзе был в плохом настроении, выражал несогласие с политикой Сталина и даже говорил о самоубийстве. На февральско-мартовском пленуме партии в 1937 году ему было поручено Сталиным подготовить доклад о вредительстве в тяжелой промышленности и найти врагов. Но Серго не хотел быть соучастником репрессий, поэтому подготовил мягкий проект доклада, чем вызвал неудовольствие вождя, который писал на полях язвительные замечания вроде "ха-ха".

-6

18 февраля 1937 года Орджоникидзе был в подавленном состоянии. По воспоминаниям жены, он впервые не встал с постели, только изредка поднимаясь к столу, отказался от еды. Вечером в гости приехал его племянник. Жена, Зинаида Гавриловна, захотела позвать мужа к столу, но, только подойдя к его комнате, услышала выстрел. Она нашла мужа с простреленным сердцем и сразу же вызвала врача. Доктор, прибывший через пару минут, констатировал смерть. Зинаида Гавриловна позвонила на дачу Сталину и сообщила о смерти мужа. Вождь в сопровождении соратников прибыл через минут сорок. Побыв в комнате Орджоникидзе, Сталин вышел к жене и сказал, что официальной версией будет инфаркт и разрыв сердца. Прежде чем уйти из их дома, вождь предупредил, чтобы она не распространялась о подробностях смерти мужа, и пригрозил: "Если что, ты меня знаешь".

-7
Серго Орджоникидзе похоронили в кремлевской стене 21 февраля 1937 года. А через два дня начался тот самый пленум, на котором вождь раскритиковал только что умершего друга. Спустя некоторое время появились показания о "попустительстве тов. Орджоникидзе контрреволюционным разговорам". Возможно, этого хватило бы, чтобы уничтожить упрямого Серго. Так или иначе, но его арестованный брат Папулия был расстрелян в 1937 году. По репрессии попали оба других братьев с женами, сама супруга Серго Зинаида, отсидевшая в лагерях 10 лет, тот самый пришедший 18 февраля племянник и врачи, проводившие осмотр и вскрытие погибшего Орджоникидзе. Тот самый пленум, до которого не захотел дожить Серго, начал в стране "большой террор".

Понравилась публикация? Не забудьте поставить лайк, поделиться в соцсетях и подписаться на наш канал=)