Найти тему
Библиомания

Пушкин и Александра Гончарова: запретная любовь

Тема эта не слишком удобная: связь с сестрой жены никого не украшает. Поэтому исследователи жизни Пушкина пишут о ней либо неохотно, либо утверждают, что, дескать, это просто лживые слухи.

Я не гарантирую, что информация в статье – 100% правда. Документальных свидетельств в виде, например, любовных писем не сохранилось. Но мне эта версия греет душу – Александра Гончарова куда более приятный персонаж для меня, чем ее сестрица. Поэтому, даже если этого и не было, то стоило бы придумать.

Итак, три сестры-бесприданницы, которые только и ждут, как бы упорхнуть из отчего дома. И вдруг, как в сказке про Золушку, меньшой достается принц, а старшим… ничего. Наталья становится женой знаменитого поэта, а ее красота дает ей пропуск в высший свет.

Натали пытается пристроить своих менее везучих сестер. Она перевозит их в Петербург и хочет сделать фрейлинами. Пушкин против, ему совсем не улыбается жить на одной территории со свояченицами: «Эй, женка, смотри… Мое мнение: семья должна быть одна под одной кровлей; муж, жена, дети, пока малы; родители, когда уж престарелы, а то хлопот не оберешься, и семейственного спокойствия не будет».

Образец чистейшей прелести проигнорировал советы мужа, и в 1834 старшие сестры переезжают к Пушкиным. Дом поэта в последние годы был похож на цыганский табор : «три капризные барыни», как назвал сестер Гончаровых один пушкинист, четверо малышей и… шестнадцать слуг – няни, кормилица, горничные, повар и т.д.

Александрина, средняя из сестер, в отличие от младшенькой, интересовалась поэзией и – Пушкиным. Нужно ли говорить, что подобное соседство под одной крышей с любвеобильным поэтом было рискованным?

Однажды Александра потеряла крестик, которым очень дорожила. Весь штат прислуги мобилизовали на поиски драгоценности. Нашли … в постели Пушкина. Историю эта поведала дочь Натальи Гончаровой от второго брака, Александра Арапова (названная, кстати, в честь тетушки).

Помимо этого, есть свидетельство В.Ф. Вяземской, которой поэт перед смертью поручил передать Александрине подарок – это был… нательный крестик. Вяземская сообщает, что Александрина, получив подарок, зарделась, как маков цвет.

А как отреагировала Натали? Ну, сестру она обожала, мужа – не любила, поэтому эту историю ей пришлось проглотить.

Не обладая роковой красотой и уважая поэтический дар Пушкина, возможно, Азя составила бы ему куда лучшую партию: Александр и Александра…

Увы, история не терпит сослагательного наклонения.