За последние несколько лет электронная коммерция в Украине приобрела небывалых темпов развития. Параллельно с увеличением количества интернет пользователей растет и количество веб-ресурсов, предлагающих те или иные товары и услуги. Большая часть из таких ресурсов – это интернет-магазины. Если еще пару лет назад, когда число интернет-магазинов увеличивалось чуть ли не в геометрической прогрессии, и каждому «стартаперу» казалось, что его ждет светлое будущее на пути реализации своего проекта, и что участие на рынке электронной коммерции даст моментальный эффект, то уже сейчас стало понятно – все не так просто и легко, как кажется на первый взгляд!
После того, как такие гиганты, как ROZETKA и же с ними в буквальном смысле перекрыли «подачу кислорода» оставшимся участникам рынка (более мелким интернет-магазинам), эксперты вслух заговорили о возможности возникновения монополии электронной коммерции в Украине. Конечно, если говорить только о «Розетке», то это еще не значит, что все потеряно. Ведь на рынке кроме электроники и бытовой техники, есть и другие виды товаров, другие рыночные ниши, в которых еще осталось место для конструктивной конкуренции и развития. Но данный интернет-магазин с четкой направленностью был представлен не случайно. Достаточно только поверить статистике, которая говорит о том, что именно электроника и бытовая техника занимают сегодня лидирующую строчку в рейтинге популярных категорий товаров в Украине, причем с большим отрывом.
Отсюда данный сегмент рынка электронной коммерции представляется наиболее привлекательным и поэтому, таким интернет-магазинам электроники и бытовой техники, как, скажем, интернет магазин в Харькове PCshop Group, приходится в неравных условиях «сражаться» с монополистами рынка за свое место под солнцем. И это не эмоциональный порыв чувства справедливости, это констатация факта, ведь на сегодняшний день реальное положение дел чем-то напоминает авторитарный режим с элементами тотальной диктатуры. Цитата из контекста:
«Если вы хотите заработать на продажах в интернет магазине, то продавайте то, чего у нас (авт. ROZETKA.UA) нету…» Владислав Чечеткин – совладелец и основатель интернет магазина «ROZETKA.UA»
Флагманы электронной коммерции в Украине – интернет-магазины электроники и бытовой техники
Подобные опасения, касающиеся возможной монополизации рынка электронной коммерции одним веб-ресурсом или конгломератом из нескольких интернет-магазинов подтверждается еще и прогнозами экспертов. Они склонны полагать, что в будущем на рынке электронной коммерции останется всего 5-7 крупных игроков. И уже сейчас можно предположить, кто именно устоит в жесткой, а порой и в «жестокой», конкуренции за потребителя.
Для того чтобы лучше понять сам феномен первопричины формирования монополии на рынке электронной коммерции в Украине, необходимо рассмотреть несколько важных аспектов процесса зарождения и развития спроса и предложения на продукцию интернет-магазинов. И первое, на что стоит обратить внимание – это появления потребительского онлайн-спроса на разные категории товаров.
Ни для кого не секрет, что психология украинского онлайн потребителя устроена таким образом, что он никогда не пойдет искать интернет-магазин, предлагающий купить автомобиль путем «добавления в корзину». Это естественно и в данной тематике нету веб-ресурсов, предлагающих онлайн купить авто. Совсем другое дело интернет-магазины автомобильных запчастей и аксессуаров, которых в сети пруд пруди. Точно так же происходит и с онлайн-магазинами электроники и бытовой техники, которые предлагаю пользователю купить конкретные товары, а не, к примеру, фабрику по их производству, что само собой было бы глупо.
Но это всего лишь наглядный пример того, что есть вещи, которые можно приобрести не держав и не видя их до момента покупки, но есть и такие товары, которые без предварительного тестирования, детального взвешивания всех «за» и «против», просто нельзя покупать. Конечно, последним примером я не «открыл Америки», но возвращаясь к цитате Владислава Чечеткина, невольно возникает вопрос: а чем же еще, кроме как не самыми популярными среди украинцев товарами, заниматься интернет-магазинам? Продавать то, на что никогда не было и не будет спроса среди наших сограждан?! Бессмысленно вообще комментировать подобные заявления, ведь по сути дела, директор «Розетки» предложил всем остальным интернет-магазинам капитуляцию без единого шанса на выгодную для всех альтернативу. Разве это не является первой и основной предпосылкой к созданию монополии на рынке электронной коммерции Украины?!
Мало того, последствия могут быть непредсказуемыми! Сегодня монополия нескольких крупных интернет-магазинов, а завтра сговор и диктатура цен, при которой как всегда, прежде всего, пострадает покупатель. В этой связи стоит рассмотреть еще один примечательный момент – принципы, по которым происходит формирование спроса на онлайн-продукцию в Украине.
Иерархия мысли и формирование онлайн-спроса в Украине: мотивация и современная коррекция сознания онлайн-покупателя, геотаргетинг и возрастная аудитория интернет-магазинов.
За последние три года, количество пользователей выросло до отметки почти 25 миллионов человек или порядка 46% от общего числа населения, из них 10-12% (почти 3 миллиона) иногда или регулярно совершают покупки через Интернет.
Подобная динамика прироста постоянных клиентов интернет-магазинов, не смотря на все еще высокий уровень недоверия и периодически появляющихся фактах мошенничества (чего только стоит пример с налоговыми разбирательствами вокруг все той же «Розетки») или недобросовестности, говорит о последних в обратную, положительную сторону. Вместе с желанием достойно конкурировать на тематическом рынке, а значит иметь все шансы успешно заниматься электронной коммерцией, интернет-магазины за относительно небольшой промежуток времени стали гораздо совершеннее. Они перестали ставить перед собой цель — охотиться за случайным посетителем, или стараться реализовать товар в кротчайшие сроки. Теперь для сайта куда важнее иметь постоянную клиентскую базу, которая бы следила за обновлениями витрины, делилась информацией и рекомендовала «Любимый интернет-магазин» всем своим друзьям и родственникам. Происходит некая коррекция сознания современного человека, он «эволюционирует» из обычного пользователя сети, потребляющего только информацию без совершения последующей транзакции, в, сперва осторожного, а потом и вовсе активного онлайн-покупателя товаров.
Вообще, зарождение онлайн-спроса на товары проходило в строгой взаимосвязи с зарождением и развитием интернет-магазинов.
В данной ретроспективе весьма важно рассмотреть еще один интересный момент: что именно служит первоначальной причиной, побуждающей пользователя превратиться в активного онлайн-покупателя.
Мотивация к совершению покупки в интернет-магазине
Первой и, пожалуй, основной мотивацией, которой руководствуется Клиент, приобретая товар в онлайн, а не офлайн-магазине — это факт постоянного присутствия в сознании некоего когнитивного диссонанса, связанного с выбором места совершения покупки. С одной стороны его тянет в физический магазин, где он сможет увидеть искомый товар своими глазами, взять его в руки, пощупать и непосредственно ощутить все его особенности. Но в то же время, современный человек прекрасно понимает, что в процессе ценообразования в стоимость товара из обычного физического магазина входит:
- себестоимость;
- заложенный процент сверхприбыли;
- затраты на аренду помещения;
- оплату труда многочисленного персонала;
- государственных надзорных служб (пожарной, санитарно-эпидемиологической и других);
- налог на добавленную стоимость, чего всем трудно избежать.
Отсюда и соответствующая цена, которая, как правило, всегда превышает стоимость аналогичного товара из интернет-магазина. Поэтому покупателю постоянно приходится мысленно взвешивать в голове оба варианта места покупки желаемого продукта. И, как показывает практика, все чаще чаша весов тяготеет в сторону интернет-магазина. Напрашивается несложный вывод! В сознании происходит крах идеалов и веры в классический способ осуществления покупок, но параллельно с этим человек продолжает быть приверженцем похода по магазинам, ведь это по-прежнему остается своего рода неотъемлемой составляющей его жизни.
Геотаргетинг как один из решающих факторов успешного бизнеса
Геотаргетинг, или привязка интернет-магазина к определенной стране или региону являются важнейшим инструментом в определении дальнейшей, прогнозируемой эффективности всего бизнеса, ведь очень трудно реализовать товар, к примеру, в США, находясь в Украине. Это попросту говоря бессмысленно! Поэтому, владельцы интернет-магазинов, прежде чем запустить онлайновую торговую площадку сперва нацеливаются на конкретный целевой регион. Если говорить о сугубо границах Украины, то здесь существует лишь два варианта:
- продавать онлайн-товары по всей территории страны с представительством. Это может быть сабдомен основного сайта, или отдельная страница категории, оптимизированная под определенный регион в каждом интересующем регионе.
- ориентироваться лишь на одну конкретно взятую область, к примеру, на Харьковскую или Одесскую.
Как бы там ни было, но в контексте обсуждения конкуренции и угрозы формирования монополии в электронной коммерции Украины, данный аспект может стать «спасательным кругом» именно для небольших интернет-магазинов, представленных как раз только в одном регионе. Данное утверждение можно считать правомерным хотя бы потому, что за счет «регионализации» сайта происходит так называемое явление сужения спектра присутствия на тематическом рынке. За счет этого освобождаются значительные финансовые и технические ресурсы, которые спокойно можно вкладывать в развитие интернет-магазина только по отдельно взятому региону или городу. Сейчас, для гигантов интернет-продаж этот фактор не создает особых трудностей. Но что может произойти с их присутствием, случись нечто непредвиденное на рынке логистики или в сфере государственного налогообложения (давайте не забывать, в какой прекрасной стране мы живем)!?
Целевая аудитория интернет-магазинов в Украине
Продолжая тему геотаргетинга нельзя не упомянуть еще одну важную составляющую успешного онлайн-бизнеса. Речь идет о непосредственной аудитории интернет-магазинов. Естественной чертой прироста интернет пользователей в Украине является тот факт, что значительную долю из общего числа «новоприбывших» составляет подрастающая молодежь. А она в большинстве своем в силу социального статуса и, собственно, возраста не в состоянии регулярно совершать покупки в интернет-магазинах. Поэтому, эксперты полагают, что в ближайшие годы костяк наиболее активных онлайн Клиентов останется прежним — средний класс деловых людей, у которых просто нет времени ходить по магазинам. Для которых покупка через Интернет стала наиболее оптимальным решением возникающих жизненных потребностей. И здесь, настала очередь поговорить об основных источниках трафика для интернет-магазинов.
Источники трафика для интернет-магазинов
В продолжение темы перспектив развития интернет-магазинов в Украине, хотелось бы отметить еще одну немаловажную вещь – получение трафика. Существует, как минимум, четыре основных источника трафика:
1) Поисковые системы. Пользователь (потенциальный покупатель) находит искомый товар по релевантному запросу в поисковой выдаче. Для Украины, как известно, наиболее популярными ПС являются Google и Яндекс с долей приблизительно в 70% и 25% соответственно. Такой трафик называется поисковым и его часть из общего количества переходов может разниться в зависимости от оптимизации ресурса, а также от широты спектра его представленности на других площадках в Интернете.
2) Поиск по известному, зарекомендовавшему себя бренду. Как правило, в данном случае пользователь, прежде чем найти определенный товар, сперва ищет площадку – интерне- магазин или сайт-каталог товаров. Причем здесь стоит различать два способа поиска: либо непосредственное введение точного адреса в URL строку браузера (прямой трафик), либо нахождение площадки с помощью ПС (поиск по брендовому названию).
3) Прайс-агрегаторы, интернет-аукционы, доски объявлений, порталы со скидками и сравнением цен разных интернет-магазинов. Такой метод поиска товаров уже успел зарекомендовать себя, как один из самых эффективных в электронной коммерции Украины. Причиной тому служит удобная навигация и насыщенная информативность ресурса, ведь в нем одновременно могут быть представлены практически все цены на разные виды товаров. Как свидетельствует статистика, прежде чем попасть на страницу интернет-магазина, люди т чаще всего использую такие сайты:
- Интернет-аукционы и доски объявлений — 88%;
- Сайты со сравнением цен разных интернет-магазинов (прайс-агрегаторы) — 85%;
- Скидочные порталы — 55%.
4) В последнее время также был отмечен прирост трафика из популярных социальных сетей, но пока такой вид привлечения Клиентов является лишь дополнительным источником и носит скорее информационный (новостной) характер, нежели тот, что предполагает за собой конкретную конверсию. На сегодняшний день трафик из соц. сетей в первую очередь служит неким «25-м кадром», способствующим лучшему «усвоению» и запоминанию популяризируемого бренда.
Выводы и прогнозы
Теперешняя ситуация на рынке электронной коммерции в Украине, а также то, какой она будет в будущем, — складывается довольно сложно и бескомпромиссно. Неоправданные риски, а также чрезмерные и непосильные затраты на фоне все более усугубляющейся тенденции к монополизации рынка несколькими интернет-гигантами зачастую ставят под угрозу весь бизнес и будущее небольших интернет-магазинов. В частности, среди наиболее вероятных прогнозов развития ситуации в дальнейшем, эксперты сходятся во мнении, что:
- укрепление онлайн-ритейла, а также значительное расширение ассортимента;
- рост доли интернет-магазинов до 25-30% в 2016 году;
- еще более пристальное внимание фискальных и других регулирующих органов государства;
- рост онлайн магазинов в городах с населением менее полумиллиона жителей.
В свете возможной угрозы со стороны крупных игроков интернет торговли в Украине, стоит отметить, что именно последний прогноз может стать реальным противодействием в процессе формирования монополии в электронной коммерции страны.
Автор статьи: Роман Дорошенко