Красный – это эпизод из жизни известного художника Марка Ротко, когда ему заказали картины для оформление нью-йоркского ресторана Four Season, он их написал. И... сейчас их можно посмотреть в музее Tate Modern. В отдельном зале. Красный – это динамичная пьеса для двоих, где диалоги между великим маэстро Ротко и его подмастерье Кеном порой напоминают матч. Теннисный. Вместо теннисного мячика тут – аргументы об искусстве.
Так ли хорош Энди Уорхол?
Почему искусство "опопсело"?
Правда ли, что кто платит, тот и заказывает музыку?
Эти и другие вопросы на протяжении полутора часов в мастерской Марка Ротко, где есть только картины красного цвета.
И постарайтесь ответить для себя. А что для вас... красный?
ПЬЕСА
Автор пьесы Джон Логан – настоящая голливудская звезда. Именно он написал "Гладиатора" (2000), "Авиатора" (2004), двух последних Бондов, а еще придумал сериал Penny Dreadful (Ужасы по дешевке/Страшные сказки). Пьеса "Красный" больше всего похожа на признание или, если так можно сказать, реверанс в сторону нью-йоркского художественного сообщества середины прошлого века. Здесь упоминаются и Поллок, и Уорхол, обсуждаются кубисты, на полном серьезе идет разговор, а кто круче? Рембрандт или же... Марк Ротко?
Ротко – рокзвезда с кистью и валиком, самый высокооплачиваемый, самый тиражируемый, самый признанный художник того времени. Но рад ли он сам, если кто-то захочет его картину "повесить над камином"? Как вообще устроено "популярное искусство"? Может ли оно быть таковым?
Дискуссии между Марком и Кеном превращаются в баталии. Каждый новый аргумент вызывает острое желание самому поучаствовать в этом споре.
Пьеса Логана – это не лишенный юмора, очень легко воспринимающийся текст, который заставляет самому задаваться теми же вопросами, что и герои.
Постановка Майкла Грандаджа изящна, в ней нет ничего лишнего, но при этом создана "та самая" атмосфера мастерской Ротко (по крайней мере у нас складывается такое ощущение), где он создавал эти 40 красных картин. При особом освещении. С особым трепетом.
Здесь нет ничего лишнего. Но каждый новый этап "дискуссии" вызывает у вас желания дослушать ее до конца.
КАСТ И ПЕРСОНАЖИ
Альфред Молина, которого мы все разумеется помним по роли другого художника, Диего Ривера (к\ф Фрида, 2007) представал в роли Ротко трижды, сначала в постановке театра Donmar (в скором времени напишу об этом театре подробно) в 2009, затем на Бродвее в 2010, и в 2018 году, на Вест-Энде. И он безумно прекрасен. Именно безумно. Потому что Ротко персонаж сложный, противоречивый, эксцентричный. А Молина создает его, как Ротко свои картины, размашистыми мазками. Это выдающаяся актерская игра.
Аккомпанирует ему молодой Альфред Инок, когда-то замеченный в кино-франшизе о Гарри Поттере, но уже давно переросший всю эту историю. Инок сейчас один из самых перспективных молодых актеров, участвующий как в кинопроектах, так и в театральных. Кстати, до него роль Кена исполнял Эдди Рэдмейн.
В пьесе же, Кен именно человек, без которого невозможно рассказать историю. Он одновременно и совесть, и провокация, и отражение Марка Ротко. И Инок блестяще справляется с этой задачей.