Найти в Дзене
Владислав Коротких

О причинах конфликтов между тренером и учеником.

Характерных для спорта психологических проблем во взаимоотношениях не может быть с контингентом тренирующихся от которых тренер не ждет сверхрезультата и которые сами за этим сверхрезультатом не гонятся. При том спектр таких людей может быть очень широким: от варианта «пришел, заплатил, потренировался неделю, пропал на две, пришел опять» до усердно тренирующихся годами спортсменов, которые могут быть по человечески очень тренеру близки.

Проблема возникает когда оба или один в тандеме тренер-ученик решает: хочу стать/сделать тебя Чемпионом.

«Хочу стать Чемпионом» спортсмена и «Хочу сделать чемпиона» тренера — это разные «хочу». В первую очередь эти два человека видят разные средства реализации этой цели, да и цели могут различаться.

Начнем с того, что когда тренер говорит свое «хочу» он подразумевает себя и спортсмена в достижении этой цели, спортсмен же только себя. В том и опасность гипермотивированных бойцов, как правило для них цель оправдывает любые средства, а если на кратчайшем, по мнению спортсмена, пути к этой цели оказывается тренер, его убирают в сторону.

На мой взгляд именно единство видения пути к чемпионству — залог успешной и лишенной конфликтов работы тренера с его учениками. И говорить об этом стоит сразу. Стихийно возникшие условия и законы это очень плохо.

Присматривайся — не присматривайся к спортсмену, понять насколько гладкими будут ваши взаимоотношения сложно. Но если у тренера сразу возникло ощущение настороженности и есть потенциальная причина для конфликта, вероятность того, что конфликт будет близка к стопроцентной. Назову некоторые условия при наличии которых должен зажигаться красный огонек.

  • Тренировавшиеся уже где-то, подготовленные спортсмены не несут для тренера потенциальной опасности только в тех случаях если их переход обусловлен переездом из другого города/страны, либо решением поменять вид спорта. Тренерская этика обязывает связаться с предыдущим наставником спортсмена и получить его согласие на переход. Не лишним будет уточнить у него причину перехода спортсмена и сравнить его слова с версией бойца. Возможно, после этого, проанализировав ситуацию, вы сразу укажите попросившемуся на дверь и будете безмерно правы, сэкономив много сил и нервов. Но скорее всего вы этого не сделаете, о чем в дальнейшем вероятно будете сожалеть.В любом случае вкладывать дополнительные ресурсы в такого человека можно только после достаточно долгого проверочного периода.
  • Жадность - значительно больший порок, чем принято думать. Особенно если мы говорим о профессиональном спорте, такое личное качество с высокой долей вероятности может развести тренера и его спортсмена. Вне зависимости от того кто из двоих им обладает.
  • Сторонние люди. Родители, друзья, жены/мужья зачастую могут испортить даже идеальные взаимоотношения тренера с учеником. В целом есть два типа подобных людей. Первые считают, что спортивная составляющая жизни бойца менее важна, чем тренер и боец. Вторые, наоборот, поддерживают цель стать чемпионом, но их видение пути далеко от видения тренера и спортсмена. Степень извращенности этого видения как правило прямо пропорционально уверенности в собственной правоте. Никто не отрицает возможность наличия помощников, никто не отрицает возможность стороннего влияния, но в конечном счете не желательно чтобы между тренером и спортсменом был кто-то еще.
  • Стервятники. Это специфический тип тренеров как правило обладающих административными или финансовыми ресурсами и использующие их как свой основной козырь в спортивной конкуренции. Они собирают легионеров, переманивают спортсменов из других коллективов. Как правило такой человек — тонкий политик, он знает, что и как можно предложить спортсмену, так, чтобы в конечном итоге он ушел от своего тренера. У них есть ряд стратегий, которые позволяют закамуфлировать свою деятельность так чтобы со стороны было сложно придраться. Как правило их тактика состоит из нескольких этапов: знакомство, предложение помощи/просьба о помощи, демонстрация своих сильных сторон. Эти люди знают толк в искушении и в итоге создают ситуацию когда спортсмен сам принимает решение. Подобным людям хорошо удается создавать для бойцов иллюзию полной свободы. Зачастую они умеют эффективно формировать коллектив. Им не особенно важен каждый конкретный человек, его путь и результат. У них глобальные задачи и цели, которые чаще всего реализуются. Любой контакт спортсмена со стервятником — плохой знак.
  • Учеба и работа. Зачастую эти факторы могут очень сильно мешать тренировочному процессу. При том далеко не сразу. Необходимо четко знать жизненные перспективы спортсмена и если они могут помешать реализации поставленной цели, соразмерять потраченные силы относительно потенциального риска.
  • Попытка скрыть от тренера какую-то часть своей спортивной жизни. Самостоятельный поход в другой зал, не согласованное с тренером выступление. Это всегда показатель недоверия и наличия собственного мнения, которое ставится выше мнения тренера. Далее это качество будет только прогрессировать.
  • Активная демонстрация желания нового и лучшего. Часто встречается в соцсетях. При появлении такого симптома стоит насторожиться. Да, соцсети дают тренеру много интересной информации. Например, я давно подметил, что если спортсмен в соцсети начинает назойливо пропагандировать какие-то этические качества, высок шанс получить от него поступок противоположный его пропагандируемой позиции. Пишет о глобальном патриотизме и преданности — высок шанс, что предаст, превозносит бесстрашие — струсит. Особенно хорошо могут показать какую-то опасность мотивационный картинки с «глубокомысленными» изречениями.

Ниже я укажу на некоторые ошибки тренера, которые могут привести к конфликту с учеником.

  • Одной из серьезных ошибок тренера может считаться переоценка мотивации спортсмена. Конфликт возникает тогда, когда тренер начинает требовать больше чем спортсмен хочет и может: большего объема тренировок и соревновательной практики. То, что боец год или два назад клялся-божился, что пока не поднимет над головой пояс чемпиона мира, не снизит скорости — всего лишь слова. Методы давления в такой ситуации редко работают. Но вот попробовать «отстать» от спортсмена на время, не прессинговать его — хорошая идея. Пусть уровень ответственности снизится, высок шанс, что все будет хорошо.
  • При этом надо сделать так чтобы спортсмену ни дай Бог не показалось, что на него «забили», потеряли в него веру. Тренер далеко не всегда может уделять спортсмену одинаковое количество внимания, более того, в ряде случаев, как в вышеизложенном необходимо наоборот дать спортсмену расслабиться. Делать это необходимо крайне осторожно, иначе это потенциальная причина конфликта.
  • Начиная плотно работать со спортсменом надо четко рассчитывать свои силы. За норму спортсмен примет то как вы с ним начали работать. Вообще любые изменения в тренировочном процессе потенциально опасны для взаимоотношений. Боец привыкает к определенным моделям и радикально меняя что-то приходится не раз сталкиваться с непониманием. В начале тренер всегда «хороший» , люди склонны к бинарному мышлению, при изменении «хорошего» получается «плохой».
  • И противоположный предыдущему нюанс. Рутина и скука часто становятся причинами потери интереса к спорту, что может привести к конфликту. Люди хотят чтобы их развлекали.
  • Очень опасно когда тренером выстраивается модель в которой он сам является не педагогом, а в первую очередь источником разнообразных благ: денег, медийной известности, престижных боев и проч. В таком случае высока вероятность, что спортсмен в конечном итоге найдет источник благ посолиднее. Избаловать спортсмена очень просто.
  • Эмоциональная сухость. Работа педагогом подразумевает огрубение, истощение эмоций. Как правило тренер выражает значительно меньше теплых чувств к своему ученику словом и делом чем ему кажется. А это чревато отсутствием привязанности, что рано или поздно приведет к расставанию.
  • Отсутствие внимания ко всему, что лежит за границами тренировочного процесса. Общение, встречи, интересы лежащие вне спорта подразумевают долгосрочные отношения. Это дополнительные нити, которые связывают не тренера с учеником, но просто человека с просто человеком. И без этого очень сложно говорить о долгом планировании. Да, это специфика России, практика выстраивания сухих деловых, финансовых отношений у нас работает редко. Нельзя сказать хорошо это или плохо — это данность.
  • Изменение отношений по мере карьерного роста спортсмена. На самом деле это касается обеих сторон. Понятно, что отношения — вещь динамическая, но если после того как спортсмен выиграл чемпионат города/страны/мира, что-то в его манере обращения к вам/вашей манере обращения к нему поменялось это стоит считать дурным знаком.
  • Постоянное осуждение спортсмена. Например часто встречающаяся ситуация когда тренер начинает ругать проигравшего бойца сразу после боя. В таких ситуациях чаще всего спортсмен ругает себя сам так, что не приведи Господь и не надо давить ему на больное место. А если не ругает, так и более бессмысленно — значит ругань тренера для него как об стенку горох и проку в ней никакого. На тренировке очень часто встречается негативная корректировка спортсмена: здесь не так, опять тут криво, это плохо. Такая формулировка в большом объеме вредит процессу. Правильно так: недостаточно хорошо, может быть лучше, в прошлый раз было так, давай вернемся к тому варианту.
  • Ошибки работы в коллективе. Их множество. Например, тренер может отчитать спортсмена при коллективе, не предполагая степени психологического стресса,обиды, которые у данного конкретного человека могут возникнуть. Вот вам готовая причина конфликта.

Если говорить о конфликтах между спортсменом и тренером связанных с уходом спортсмена важно отличать причину от повода. Причина одна — желание уйти. Чем она вызвана, внутренними проблемами, внешним влиянием или как чаще всего совокупностью факторов, не играет роли когда это желание возникло. А повод обязательно найдется. А до этого данный спортсмен будет источником бесконечных конфликтов.

Во всех иных случаях сложности во взаимоотношениях как правило преодолимы, в том случае если спортсмен и тренер привязаны друг к другу и у них четкое, оговоренное, видение пути будущего Чемпиона.