Маленькое вступление: Родина мать - монумент, воздвигнутый в городе-герое Волгограде на Мамаевом кургане, как память о его героической защите.
Героической, потому что:
· К 12 сентября 1942 года фашистская армия получила такой тактический перевес, что Гитлер считал часы до объявления о захвате города, он бросил фразу: "«Все уже сделано. Красная армия разбита, и город защитить не сможет»".
· Город был разрушен (но не уничтожен до конца) настолько, что дешевле было построить новый рядом, а не восстанавливать существующий;
· Число погибших вычисляли по вёдрам! Останки (кости) погибших складывали в ведро, одно ведро - один человек;
· Сталинградская битва была первой крупной победой над нацистской армией, которая вдохновила не только СССР, но и весь остальной мир на дальнейшую борьбу; миф о непобедимости гитлеровской армии был разрушен.
Такому герою и памятник полагался невероятный. Никита Сергеевич Хрущёв потребовал, чтобы скульптура стала самой высокой в мире (выше Статуи Свободы в США естественно), а потому общая высота монумента должна была составить (и составила) 85м. Автором стал известный скульптор Вучетич Евгений Викторович.
Когда скульптор Вучетич показал главам конструкторских бюро макет монумента, товарищи конструкторы пришли в ужас. Очевидно, что Родина выдаётся телом вперед, у неё смещенный центр тяжести, да ещё и массивный меч, держащийся на тонкой руке, и вся эта конструкция должна естественно противостоять ветровым нагрузкам. Подобный замысел казался неосуществимым.
Конструктор Михаил Заполь вспоминает: «Все институты отказались, потому что это было новое направление. Фигура на Мамаевом кургане не имеет чёткой геометрии, а строительные институты рассчитывали высотки, где строгая система вертикальной и горизонтальной нагрузки. Николай Васильевич [Никитин] привлёк учёных, примерно девять человек, у которых был уже опыт проектирования Московского университета, Дворца науки и культуры в Варшаве, Дворца съездов в Кремле, Лужников». Всю техническую разработку делали в выходные и отпуска: рабочее время для этого не отводилось.
В итоге инженерными вопросами по сооружению мемориала занимался известный в стране специалист в области строительства, архитектор Николай Васильевич Никитин (он же проектировал Останкинскую башню и ряд других известных объектов). На него была возложена задача разработать конструкцию фундамента и несущих каркасов огромного монумента.
А теперь попробуем хоть капельку разобраться, как ему удалось разрешить эту технически сложную задачу.
В стране, которую после войны надо было отстраивать заново, средств на памятник такой величины из мрамора и других привычных материалов не было. Строить решили из предварительно напряжённого железобетона (5500 тонн без основания). Михаил Засыпкин, старший прораб строительства мемориального комплекса «Мамаев курган», говорил: «Бетон – это такой материал, из которого всё можно сделать, если к нему подходить с душой, со знанием. Бронза и гранит – слишком дорогие материалы. Мамаев курган – первый мемориал, целиком выполненный из железобетона. Вучетич говорил: ладно, сделаем пока дешевле, а потом потомки пусть разбираются. Если им не понравится – пусть хоть золотом облицовывают».
Монумент внутри сделали полым, и это пространство разделили на ячейки 3х3х4м, типа маленьких комнаток, высота этой "многоэтажки" - 11 этажей (уровней). На самом деле стены этих комнаток и есть железобетонный каркас. Т.е. сначала возводили их, а потом уже всё остальное.
«В результате длительных поисков… в статую, совершенно не считаясь с ее формой, вписывается регулярная конструкция из пересекающихся под прямым углом вертикальных стенок, — писал Н. В. Никитин в докторской диссертации. — Из этой системы стенок поверхность статуи вырезает конструкцию решетки, а железобетонная оболочка включается в совместную работу с регулярной пространственной системой стенок».
Но этим приемом, которого прежде никто не знал, можно было решить задачу по возведению торса. Руки, голову, шарф и меч Никитин решил сделать на земле, а затем поднять краном и укрепить в заданном положении. Для их удержания внутри натянуты металлические тросы.
[Кстати, нашла на просторах интернета хорошую статью с фото, в которой описан визит внутрь монумента.]
В одной из комнат расположена аппаратура, контролирующая натяжение канатов, температуру бетона и уровень деформации. Внутри работает инженер, который каждый день снимает показатели с приборов.
Кстати, монумент не крепится к постаменту, т.е. не надо думать, что постамент вкопан глубокого в землю для того, чтобы основной центр тяжести, который удерживает всю конструкцию, был где-то в земле. Нет, Родина держится на постаменте исключительно за счёт своего громадного веса.
Такой сложный элемент как меч, сначала отлили из нержавейки и облицевали титановыми листами. Но такая конструкция раскачивалась на ветру и сильно гремела. Спустя несколько лет её заменили на стальную аэродинамическую форму. Чтобы гасить колебания от ветра, в верхней части сделали специальные жалюзи - отверстия. На эфесе меча есть выходы для промышленных альпинистов.
Сейчас Родина-мать конечно уже не является самой высокой статуей в мире, но посмотрите на её конкурентов. Все они просты по конструкции, чёткие, в принципе симметричные. Родина-мать на их фоне подлинное чудо человеческой мысли.
P.S.
Ещё пару слов для расширения кругозора. Скульптура Родина-мать входит в состав триптиха (произведение искусства из трех частей), посвящённому Мечу Победы. Идея такая: сначала Меч Победы был выкован в Магнитогорске (монумент «Тыл — Фронту»: рабочий передаёт меч воину), затем его подняла Родина-мать в Сталинграде (современном Волгограде), призывающая своих сынов встать на защиту Отечества, в Берлине Воин-Освободитель завершил войну, опустив меч.
P.P.S.
Посетите, пожалуйста, Волгоград и возложите цветы к вечному огню, к месту, куда каждый день вереницей приходят люди, чтобы сказать "Спасибо" павшим защитникам.