Найти в Дзене
Русская вера

Старообрядчество и современное язычество: основные заблуждения

Оглавление

Особый феномен современной религиозной жизни представляют собой разные культы, отождествляющие свое учение с якобы древней, дохристианской традицией. Эти религиозные группы получают все большее распространение как на территории нашей страны, так и за рубежом.

Сергей Антоненко
Сергей Антоненко

О феномене неоязычества и возможности противостоять ему мы беседуем с историком религии, заместителем редактора журнала «Наука и религия» Сергеем Антоненко.

Затрагивается ли тема неоязыческих культов на страницах вашего журнала?

Наш журнал «Наука и религия» занимается сравнительным, сопоставительным изучением религий. Один из принципов журнала «Наука и религия» — это представление на его страницах всех религий, конфессий и исповеданий, которые существуют, будь то какие-то древние религии или сравнительно новые. Поэтому сюжеты, связанные с новой религиозностью, появляются и у нас. Для меня, конечно, всегда было любопытным сравнение, сопоставление феномена неоязычества с традиционным классическим язычеством, для наших дней эта тема актуальна и интересна.

-2

Сегодня неоязычество активно себя рекламирует, используя новейшие информационно-коммуникационные технологии. Это само по себе любопытно и говорит о том, что люди, которые считают себя неоязычниками, приобщены к современным технологиям, к современному миру. Они любят его стилистику. Среди неоязычников не встречается примеров технофобии. Боязнь электронных технологий более распространена среди консервативных православных верующих, как новообрядцев, так и старообрядцев, а также ортодоксальных консервативных протестантов. Но среди неоязычников, по моим наблюдениям, этого не встретить.

Что известно о древнерусском язычестве? Сохранились ли какие-то документальные доказательства (исторические источники) с ним связанные?

Если иметь в виду древнерусское язычество как некий цельный религиозный феномен, то исторических свидетельств о нем до нас дошло не так много. Сохранилось некоторое количество данных в летописях и в церковных текстах. Там язычество описывается исключительно с христианской, церковной стороны. Это самый важный момент, на котором нужно сделать акцент. Нет ни одного подлинного письменного источника древнеславянского языческого происхождения, признаваемого историками. Информация, которая имеется в христианских источниках, отражает точку зрения христианских авторов, которые, конечно, к язычеству были настроены не слишком добродушно, не слишком благожелательно. Они его обличали и не были заинтересованы в скрупулезном сохранении каких-то сведений об этой «поганьской вере», которую они воспринимали как мрачное, темное прошлое. У нас есть свидетельства «Повести временных лет», свидетельства, соответственно, древнерусских хронистов, свидетельства церковных проповедников обличителей язычества. У нас есть литературные памятники, в которых прослеживаются языческие реминисценции, такие, как, например, «Слово о полку Игореве». Но в письменных источниках нет сколь-нибудь систематизированных сведений.

Читать продолжение интервью