Квоты на возобновляемую энергетику отпугивают инвесторов, но есть те, кто все равно решается вкладывать деньги в энергию ветра.
Владелец компании «Энветр» Виктор Тутин решил не дожидаться возможности пройти конкурентный отбор на получение квот на новую энергетическую ветроустановку.
− Добиться квот сейчас – проблема, − говорит он.
Кроме проблемы квотирования возобновляемой энергетики, пугает сложный процесс: бизнесмены тратят примерно полгода на прохождение около пятидесяти согласований и получение разрешений.
«Энветр» уже имеет две ветровые установки возле Новогрудка мощностью по 2 МВт, которые за год сгенерировали 5 ГВт/ч. Каждая из них стоила около 1 миллиона долларов. В течение пяти лет компания будет продавать энергию с коэффициентом закупки 1,2.
Третий ветряк, мощностью 3,3 МВт, появится там же в ближайшие месяцы. Произведенную им энергию компания будет продавать «Белэнерго» с коэффициентом 0,7, то есть на 30% ниже, чем предприятиям. У тех производителей, которые получают квоты, «Белэнерго» покупает энергию по повышенным коэффициентам.
− С точки зрения инвестиций это все равно выгодно. Срок окупаемости увеличивается, но примерно за 7 лет установка окупится при сроке ее службы 20-25 лет, − говорит Виктор Тутин.
Миф об отсутствии в Беларуси ветра развеян
Самый большой в стране ветропарк, мощностью 9 МВт, расположен в Новогрудке. Установки работают на 28-29% от своей максимальной мощности (коэффициент использования мощности). Это считается эффективной отдачей. Кстати, в следующем году в Воложинском районе появится более мощный ветропарк, который объединит два десятка установок.
В установки вложили около 13 миллионов долларов. Срок окупаемости ветропарка 11 лет при сроке службы в 25 лет. Срок окупаемости зависит от затрат по эксплуатации, себестоимости энергии и ее цены на рынке.
Обслуживание ветряков не требует больших затрат и все работы выполняют 10 специалистов.
Первая установка появилась в Новогрудском районе в 2011 году.
− Именно она показала эффективность этого проекта, потому что коэффициент использования ее мощности доходил до 33%, − вспоминает руководитель Лидских электросетей Виктор Жук.
Сейчас в парке шесть ветроустановок. Первый год работы ветропарка убедил его руководство в рациональности инвестиций в ветроэнергетику. Еще пять установок могут появиться в ближайшие годы.
С начала этого года парк выработал почти 10 ГВт/ч. В год она вырабатывает энергии примерно 21,5 ГВт/ч. Это примерно 25% выработанной энергии Новогрудского района. Вместе с расположенными неподалеку семью частными установками – примерно 50% всей вырабатываемой в районе энергии получают из ветра.
Главный плюс энергии ветра, по мнению специалиста, в том, что она бесконечна, покупать приходится только оборудование. В то время как для ТЭЦ, АЭС и некоторых других источников постоянно требуется топливо, причем часто из-за границы.
− Годовая экономия поставки газа в Беларусь [за счет получаемой энергии ветропарка] составляет около 4,5 миллиона кубических метров. Это порядка 700-800 тысяч долларов ежегодно, − говорит руководитель Лидских электросетей.
Но полагаться только на ветроэнергетику было бы невозможно. В месяц примерно 3-5 дней установки Новогрудчины не работают из-за того, что сила ветра меньше 3 метров в секунду. Средняя годовая скорость ветра в районе Новогрудка около 6,5 метров в секунду. Больше всего энергии ветряки дают осенью.
− Хотя на этих высотах, 225-230 метров над уровнем моря, ветер присутствует всегда, − убеждает Виктор Жук.
По его словам, успешно развивать ветроэнергетику можно и в других регионах страны.
Ветра хватит всем?
По данным проекта ПРООН-ГЭФ «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь» и товарищества «Зеленая сеть», в Беларуси работают 73 ветроустановки, только 6 из них, те самые, что входят в ветропарк Новогрудка, – государственные. Общая мощность ветряков 68,4 МВт. В прошлом году все ветряки страны произвели 73,4 ГВт/ч. В общем энергетическом объеме это капля в море – всего 0,6%.
Консультант проекта ПРООН-ГЭФ «Устранение барьеров для развития ветроэнергетики в Республике Беларусь» Денис Коваленко считает, что условия для развития ветроэнергетики в Беларуси лучше, чем в Европе.
И все же квотирование – отпугивает инвесторов, говорит Виктор Тутин.
− Многие, кто сумел, получил квоты, но не имеет средств поставить установки. А кто-то имеет средства и хочет получить квоту, но поставить установку не может, − рассказывает бизнесмен.
Продолжение здесь