Найти в Дзене

Судьба и смерть казахского «Лоуренса Аравийского».

или о том, как в 1937 г. король Абдул-Азиз Ибн Сауд отреагировал на убийство казахского дипломата Н.Торекулова

На фото: принц Фейсал бин Абдел-Азиз ас-Сауд и полпред СССР Назир Торекулов (Джидда, 1929 г.)

  • Великий король Абдул-Азиз Ибн Сауд и полпред Назир Торекулов.

Есть все основания полагать, что первые правители Саудовского государства не были лишены веры, доблести, справедливости и благородства. Прежде всего речь идет об основателе династии, первом короле Саудовской Аравии (тогда еще «Королевство Хиджаза, Неджда и присоединенных областей») Абдул-Азизе Ибн Сауде (1932-1953). Не зря, наверное, дед убитого Хашогги был личным врачом этого правителя. Основатель Саудовского королевства приходится дедом нынешнему принцу Мухаммаду бин Салману (ну что ж, казахи иронически говорят: «жаксынын арты жын». Сложно переводимое образное выражение, примерно означающее, что потомство лучших людей можно уподобить  навозу). Стоит попутно заметить, что своего сказочного процветания и богатства Саудия достигает при сыне Абдул-Азиза – короле Фейсале (1964-1975).

 И вот, казахи всегда помнят об одном ярком гуманистическом поступке, жесте справедливости, достойном подлинного аристократа и искреннего мусульманина, со стороны саудовского короля Абул-Азиза Ибн Сауда. Это произошло в 1938 г. И  напоминание  о нем очень кстати на фоне современных пересудов вокруг этого государства. Факт связан с историей становления дипломатических отношений между Саудовским государством и СССР в 20-30-е годы, а также имеет отношение к истокам дружбы и сотрудничества современного Казахстана с КСА. Между прочим, СССР первым признал молодое государство Саудитов. И ведь все могло сложиться иначе, и не США, а Россия имела тогда шансы стать главным стратегическим партнером Саудовской Аравии, если бы не кровавые репрессии Сталина, махровый великодержавный шовинизм, рост тюркофобии и исламофобии.

Суть благородного поступка заключается в том, что в начале 1938 г., узнав о расстреле казаха Н. Торекулова, бывшего посла СССР в КСА, король Ибн Сауд в ответ разорвал дипотношения с Москвой. Подобные случаи, нетривиальные сюжеты и факты, взятые из исторических источников, должны   помочь  людям  научиться думать и судить самостоятельно (а не с чьей бы то ни было подачи  и интерпретации), не идти на поводу  предубеждений и идеологических клише в отношении тех или иных стран, культур, традиций, государств. И даже в отношении, казалось бы, ненавистного на  сей час для «прогрессивного человечества» рода Саудитов. Ибо достойная реакция их предка Ибн Сауда на убийство Сталиным казаха-дипломата  в 1937 г. не может не оставить в наших сердцах  хоть каплю  надежды или какого-то положительного чувства в адрес этой нации и государства – хотя бы в память об этих благородных предках.  

Что мы знаем о казахском «Лоуренсе Аравийском»*, которого так полюбил сам король Ибн Сауд, так что называл его не иначе, как «брат Назир», «друг Назир»? Это был выдающийся представитель дореволюционной казахской интеллигенции, умнейший и образованный человек, востоковед,  полиглот, владевший восемью языками. Назир Торекулов (Тюрякулов, Турекулов, по казахски –Torequlov, 1892-1937) в первые десятилетия Советской власти, в славную эпоху дипломатии Г.Чичерина, был назначен Полномочным  представителем (полпред) СССР в Королевстве Саудовская Аравия ( в1928-1936 гг.). В этот период Советское государство стремилось налаживать контакты с Хиджазом, Йеменом, Персией, и были нужны хорошие специалисты по арабскому Востоку, исламу. В регионе Ближнего Востока еще ранее блестяще проявил себя дипломат Карим Хакимов, татаро-башкирского происхождения. Кстати, ровесник Торекулова. Даты их рождения и смерти печально совпадают – 1892-1937/1938.

Заметим, что К.Хакимов, служивший генеральным консулом и дипломатическим агентом СССР в ряде стран Ближнего Востока, Персии, занимавший пост полпреда в Саудовском королевстве в 1926-28 и 1936-37 гг., тоже был популярен в арабском мире, где ему дали прозвище «Красный паша». О Кариме Хакимове написано в энциклопедиях, что «своим личным авторитетом и обаянием способствовал формированию положительного образа России в глазах арабов». Эти же слова могут быть отнесены и к деятельности его друга и коллеги, казаха Н. Торекулова.  

Назир Торекулов был этническим казахом, рожденным в маленьком селе близ  г.Туркестан, но вырос и сформировался как личность в Коканде, прекрасно овладев восточными языками в тамошних медресе. В духе джадидизма Торекулов (Тюрякулов) осознавал и ощущал себя туркестанцем, поэтому ему также дороги были и Узбекистан, родной город Коканд. Это был человек широкой эрудиции, основательно образованный не только в области языков и культуры, но и экономики и торговли: окончил коммерческий колледж (училище), затем учился в Московском коммерческом институте (ныне Экономический институт имени Плеханова).  Как и многие тюркские интеллектуалы нач. ХХ в., Торекулов был пламенным патриотом, считавшим своим призванием борьбу за культурное возрождение своего народа и всей Центральной Азии.

Н. Торекулов работал редактором общетюркской газеты «Ак жол» (Ташкент), в 1920-1921 гг. стал министром просвещения («народным комиссаром») Туркестанской АССР. С 1922 г. работает в Москве. В этот период он проявил себя как выдающийся ученый-лингвист, просветитель, организатор. В частности, плодотворно и самоотверженно работал он в должности председателя Центрального издательства народов Востока (Центриздат), который издавал периодику на 12 языках. Был проректором Института народов Востока. Назир Торекулов был активным сторонником и проводником реформы по латинизации казахского и других тюркских языков.

Знания иностранных языков (помимо родного казахского Н.Торекулов свободно владел узбекским, татарским, турецким, персидским, русским, немецким, французским и арабским языками) и, в целом, его недюжинные дарования и харизму оценили в Кремле. В служебной записке от 16 ноября 1927 г. И. Сталину заместитель наркома иностранных дел Л. Карахан охарактеризовал Торекулова как «одного из крупных знатоков мусульманского мира и миросозерцания, вполне приспособленного к проведению той сложной и тонкой политики, которая требуется в Хиджазе». Сталин поддержал предложение НКИД, потому что понимал, насколько будет полезен и притягателен в арабском мире проводник Советской внешней политики в образе советского мусульманина (например, Торекулов как мусульманин мог бывать не только в Джидде, но и в Мекке – священном городе, вход в который до сих пор закрыт для немусульман). 

После утверждения кандидатуры на заседании Политбюро ЦК партии, постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 декабря 1927 г. Торекулов был назначен полпредом СССР в Королевстве Хиджаз, Неджд и присоединенные области (тогдашнее название Саудовской Аравии). Совершив почти 2-месячное морское путешествие в Джидду из Одессы, 3 октября 1928 г. Н.Торекулов вручил верительные грамоты принцу Фейсалу, сыну короля Абдул-Азиза.  Между тем, ему было тогда только 36 лет. Для тех времен было редкостью, чтобы в столь молодом возрасте достичь такой высокой должности и ранга.

В период своей плодотворной дипломатической службы в Аравии казахский  востоковед сумел стать личным другом короля Абдул-Азиза Ибн Сауда, и  монарх очень полюбил этого казаха, относясь к нему как младшему брату. Жена Н. Торекулова, Нина Александровна, по образованию врач, подружилась с семьей короля. Ее также ценили в Королевстве, т.к. она в день принимала по 15-20 больных детей и женщин. Назир  Торекулов, как и вскоре сменивший его в должности К.Хакимов, блестяще справлялись с возложенными на них задачами, что признавали в переписке сами руководители КИД (МИД) СССР.

Дипломаты тюркского происхождения фактически заложили фундамент дружбы и сотрудничества Советского Союза с арабским миром. При этом они смогли завоевать популярность как в среде арабской элиты, так и миллионов простых людей Востока, как к тому обязывала тогда пролетарская идеология Советов. Н. Торекулов приложил немало усилий для налаживания торгово-экономических связей между арабскими странами и СССР. Между тем, надо принять во внимание и тяжелые природно-климатические и санитарно-бытовые условия, в которых был вынужден жить и работать во благо СССР «товарищ Н. Тюрякулов». Это – аравийская жара, большая вероятность в любой момент подцепить смертельную инфекцию и т.д.

  • 2. Слава и смерть казахского «Лоуренса Аравийского». Гнев Саудовского короля и его последствия.

Известно, что Н. Торекулов в плане мировоззрения был вначале модернистом-джадидом, затем стал левым эсером. Несмотря на определенные идейные расхождения, он вскоре относительно безболезненно перешел на сторону коммунистов и Советской власти в 1918 г., и поставил цель в рамках данной системы продолжать вести борьбу за прогресс и свободу народов Востока.  Тут надо принять во внимание и то, что Советы в регионах Востока не сразу объявили атеизм, вначале они заигрывали с мусульманским духовенством, провозглашали свободу вероисповедания. Было даже выражение «красные муллы». Любопытно, что и татарин К. Хакимов, и казах Н. Торекулов во время работы в КСА совершили обряды хаджа (паломничества в Мекку). Возможно, Кремль позволял это потому, что было важно любыми способами привлечь внимание к СССР со стороны зарубежных мусульман.

 В итоге за годы службы в Саудовской Аравии авторитет и влияние советского полпреда распространились также среди иностранных дипломатов, аккредитованных при дворе аравийского монарха, об этом говорит тот факт, что в 1930 году Торекулов стал дуайеном дипкорпуса в Джидде. В письме Наркому иностранных дел М. Литвинову от 16 апреля 1930 года сам Н.Торекулов писал: «Исторический спор с англичанами из-за старшинства в дипкорпусе считается законченным в нашу пользу…На официальных торжествах я занимаю первое место, а Риан  – второе, французский поверенный в делах, м-сье Мегре  – третье, Айноль-Мольк — четвертое. Отмечу, что Риан держится по отношению ко мне весьма корректно, обращаясь ко мне в некоторых случаях как к старшине». Весной 1932 г. Торекулов вместе с Хакимовым играют главную роль в успешной организации официального визита в Москву наследника престола, принца Фейсала ибн Абдул-Азиз аль Сауда.

Но, к великому сожаленью, к концу 30-х гг. в СССР стал пробуждаться, во всей своей ужасающей дикости, злой гений Йосифа Сталина. Завертелся государственный маховик насилия, были арестованы и расстреляны тысячи талантливых советских ученых, дипломатов, государственных и партийных работников. Уже в 1936 г. Н.Торекулов был отозван в Москву, а летом 1937 г. арестован. Вскоре, обвиненный в «пантюркизме»,  он был безжалостно расстрелян (3 октября 1937 г.). Жена дипломата провела 10 лет в сталинском лагере («АЛЖИР», в степях Казахстана), где и умерла.

Продолжение статьи здесь: https://novosti-kazakhstana.kz/.

Если Вам понравилась, просим Вас поставить лайк и сделать репост, а заодно Вы можете оказать нам очень и очень весомую и решающую поддержку, подписавшись на наш канал: https://novosti-kazakhstana.kz/.

Вам эта услуга ничего не стоит, а для нас она - БЕСЦЕННА!!!

И вот еще одна любопытная статья, которая может Вам понравиться. Чтобы ее прочесть, просто кликните на заголовок:

Серик Малеев. Казахстанско-российские отношения. Кому это надо – никому не надо. Кому это нужно — нам оно не нужно.

Вновь российские СМИ «порадовали» казахстанцев неприятной новостью. Российский премьер –министр Дмитрий Медведев на встрече со своим казахстанским коллегой Бахытжаном
Вновь российские СМИ «порадовали» казахстанцев неприятной новостью. Российский премьер –министр Дмитрий Медведев на встрече со своим казахстанским коллегой Бахытжаном