Гений музыки ХХ века, композитор и дирижер Игорь Стравинский прожил долгую жизнь, родившись в России, успев стать гражданином Франции и США. В1918-м 36-летний Стравинский уже звезда, прославившаяся балетами «Жар-Птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913), поставленными труппой Дягилева и показанными в Париже на «Русских сезонах». С 1915 года Стравинский с семьей живет в Швейцарии, но часто ездит в Париж и в итоге переберется сюда в 1920 году.
Роберт Делоне младше Стравинского всего на 3 года, и он тоже хорошо известен в художественных кругах Парижа, перейдя от кубизма и от участия в выставке «Синего всадника», куда его пригласили Кандинский и Клее, к собственной легко узнаваемой манере абстрактной живописи, которую его друг поэт Гийом Аполлинер окрестил орфизмом.
Они встретились в Париже осенью 1918-го, и Делоне предложил написать портрет Стравинского. Написать не на показ, когда автор «Петрушки» вел себя, подобно артистам балета, демонстрирующим удаль и музыкальность русской души, что, кстати, ему тоже прекрасно удавалось. Делоне предлагает Стравинскому запечатлеть его таким, какой он есть, когда остается один.
Стравинский поначалу сомневается и даже шутит, что получится похожим на разноцветную кольчугу и с солнышками вокруг (некоторые фигуры в живописи Делоне действительно как будто одеты кольчугу, состоящую из крупных мазков, и яркие круги–«солнышки» являются его фирменным знаком, ну а Стравинский, играя отведенную ему Дягилевым роль, постоянно вставлял во французскую речь исконно русские слова, тут же объясняя их значение). Но Делоне обещает, что сделает именно зарисовку и готов даже отчасти поступиться своими художественными принципами.
В итоге два гения, умеющие продавать свой талант, находят общий язык, и потомкам достается самое художественно откровенное изображение Стравинского той поры. Человек в расцвете сил, но уже с усталым лицом, сидит, судя по всему, за фортепиано и все его мысли устремлены куда-то за пределы реального мира, в себя, в мир музыки.
Впрочем, предполагается, что Делоне все-таки изобразил Стравинского в своей узнаваемой манере. Речь идет о картине «Ритмы жизни» («Карусели»), на которой внешне похожий на Стравинского мужчина втянут в круговорот ярких красок и динамичных ритмов.
Кстати, проделав весьма извилистый путь, портрет Стравинского 1918 года оказался в итоге в художественном музее английского города Лестер. И теперь мы запомним, что в Лестере есть кое-что кроме футбола.
Верхняя иллюстрация: Роберт Делоне. Ритмы жизни. 1922. Центр Помпиду, Париж. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 2. Роберт Делоне. Игорь Стравинский. 1918. Масло, холст. 63х52 см. Музей Нью Уолк, Лестер. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 3. Жак-Эмиль Бланш. Портрет Игоря Стравинского. 1915. Масло, холст. Париж, Центр музыки. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 4. Роберт Делоне. Портрет Жана Метцингера. 1906. Масло, холст. 55х43 см. Частная коллекция. У Стравинского были основания сравнивать картины Делоне с разноцветной кольчугой. Источник иллюстрации: Викимедиа.
Иллюстрация 5. Петр Сулига. Бюст Игоря Стравинского. Аллея славы. Кельце, Польша. Источник иллюстрации: Викимедиа.
#векмодерна #модерн #1918 #картины1918 #делоне #стравинский #портрет #лестер #орфизм #центрпомпиду #кельце