Найти в Дзене
Бэнкси плачет

Искусство «уличной волны» — миф или реальность?

Оглавление

Уличное искусство как таковое остаётся одним из самых противоречивых направлений в истории современного искусства. Претерпев многочисленные трансформации, эта арт-практика так и не была окончательно систематизирована: границы остаются расплывчаты, а объём информации превышает все мыслимые рамки.

Попытка прояснить терминологию уличного искусства была предпринята около года назад на симпозиуме «Тезаурус» и вылилась в шестичасовую дискуссию исследователей, кураторов и художников. Наибольшее количество споров у участников вызвал новый термин «уличная волна», более известный за рубежом как «urban contemporary».

-2

В России термин «уличная волна» получил свою интерпретацию сравнительно недавно. Она была предложена членами Института изучения стрит-арта - Алиной Зоря и Михаилом Астаховым. В отечественном дискурсе «urban contemporary» практически не употребим, да и менее консервативен по своей сути, чем его русский вариант. Само же существование термина и попытки его популяризировать – это своего рода маркетинговый ход, стратегия, позволившая коммерциализировать искусство «уличной волны».

На данный момент под «уличной волной» подразумеваются художники, которые работают как в уличной среде, так и в институциональных пространствах. Полностью или частично переместившись в пространство галереи, в своём творчестве они продолжают использовать эстетику и формы уличного искусства. Отсюда и полное отрицание академических канонов, и включение отдельных букв, фраз или целых текстов в собственные работы, и, конечно же, обращение к специфическим приёмам и техникам, таким как трафарет или стикер-арт.

-3

Несмотря на сходства в эстетике и мировоззрении художников «уличной волны», это движение всё ещё разнородно, а сам феномен лишён сколь-нибудь окончательного идейного оформления. Но всё это лишь дело времени. Первый шаг сделал берлинский музей Urban Nation, под началом которого была предпринята первая попытка объединить художников в масштабное сообщество. Одним из результатов стало создание манифеста, провозглашающего Urban Nation пристанищем творцов со всех уголков мира, ведомых общими целями и порывами. Это пространство для воплощения замыслов и идей, это дом, где все говорят на одном языке – на языке искусства.

-4

Значимым событием в отечественных кругах «уличной волны» стала стартовавшая в конце сентября выставка «Reset» в Нижнем Новгороде. «Reset» представила свой взгляд на пространство и форму. На выставке были представлены работы Дмитрия Aske, Aлексея Luka, Анатолия Akue, Aesthetics group (Petro & Slak), Андрея Бергера (Aber), Павла Rtue, Никиты Nomerz, Юры Кирюшина, Максима Трулова и Ксюши Ласточки.

-5

Художники провели ряд лекционных ознакомительных встреч на тему уличного искусства и «уличной волны» и поговорили о том, каким образом можно найти компромисс между творчеством и коммерцией.

Мы решили узнать у участников выставки как они относятся к термину "уличная волна" и каким видят его будущее?

Дмитрий Aske

-6
— К термину отношусь позитивно, ведь я — один из тех людей, которые активно продвигают этот термин, потому что неправильно называть уличными художниками тех, кто по факту ими уже не является. Естественно, я считаю себя художником «уличной волны».
Уверен, что те художники, которые в определенном кругу уже зарекомендовали себя как активные, амбициозные и самобытные авторы в будущем получат признание широкой аудитории. Ждите больших музейных выставок, публикаций и всего прочего.

Илья Slak (Aesthetics)

-7
— К этому термину отношусь двояко, так как он позволяет причислить к уличному искусству людей совершенно к нему не причастных, без бэкграунда. Особенно это заметно по ряду художников (особенно молодого поколения), которые сразу записывают себя в уличную волну, а из уличной практики у них только опыт рисования на рекламных фестивалях на коробах, построенных рядом с районными ТЦ и, может быть, пара-тройка рисований на холофейме. Единственное что у них уличное так это референсы стилей настоящих уличных художников, желательно максимально известных и востребованных. Я не против если меня причисляют к уличной волне, для этого есть некие предпосылки. На данный момент для меня это не самый насущный вопрос — поэтому предпочитаю наблюдать со стороны как с ним работают другие теоретики и практики.
Думаю что волна, по истечению внушительного промежутка времени, максимально коммерциализируется, впитает в себя уйму людей из вне и благополучно примет развлекательно-декоративноую форму, а группа людей,которая ее сейчас развивает вместе с причастными и последователями, трансформируется еще во что то, покинув ее, для того что бы двигаться вперед. Другими словами - я ожидаю стандартный путь развития индустрии в контексте капитализма.

Петр Petro (Aesthetics)

-8
К термину я отношусь нейтрально, так как он не охарактеризовывает меня на сто процентов, но по крайне мере это действительно одна из лучших формулировок на данный момент.
Вижу как и прошлое время, оно будет трансформироваться, приобретать другие грани и возможно появятся ещё новые термины, которые закрепят какой то отрезок времени для истории.

Анатолий Akue

-9
— К термину и направлению отнести себя сложно, в целом не вижу причин, по которой творческий путь человека необходимо помещать в какие то рамки и классификации. От этого людям не становится проще непосредственно воспринимать произведение(уличное или галерейное, или любую другую форму). Нужно просто повышать уровень образование и культуру людей, заниматься самообразованием и тогда мы сможем воспринимать работу и идеи людей на должном уровне. Это не про то, что сейчас все глупые, а про то, что все так быстро развивается и меняется, а мышление старыми идеями не способствуют принятию переменчивости творчества и жизни. Творчество остается творчеством ,на улице и в студии и в быту.
В моем видении это будет переход в более размытые границы и медии. Многие однозначно перейдут в абстрактную живопись и поиск новых форм, начнут более уверенно чувствовать себя в творчестве, тк придет свежая волна. Хочется чтобы сохранялась активность на улице, в форме качественных стен и уличного рисования. В ближайшие годы здорово выйти на уровень мировой активности наших художников, считаю что у нас есть очень большой потенциал.

Алексей Luka

-10
Я еще до конца не уверен в этом термине, но мне кажется это просто вопрос времени. Тут есть много поводов для дискуссии. Думаю этот термин достаточно четко определяет уличных художников, чье творчество частично или полностью перешло в другие плоскости, но при этом основным составляющем фактором, который влияет на их работу, остается улица как пространство и как вдохновение.
Я не большой любитель относить себя к каким то группам и навешивать ярлыки, мне кажется это должны делать люди, которые видят и могут оценить мои работы со стороны. Но учитывая, что нелегально делать работы на улице получается все реже и время, уделяется больше галерейным и паблик арт проектам, то да, я считаю себя его частью. Нужно быть оптимистом и знать, что все будет хорошо.

Андрей Бергер (Aber)

-11
— Я поддерживаю термин "уличная волна". считаю, что он объединяет определенный пласт художников с многолетним опытом работы на улице.
Вокабуляр 90х и нулевых отжил свое и потерял актуальность. Сегодня направления внутри огромного стрит-арт движения обрели собственную самостоятельность . эти художники могут работать в какой-угодно стилистике; ни техника ни жанр не ялвяются определяющими характеристиками для причисления автора к "уличной волне".

Юра Кирюшин

-12
— Отношусь положительно, так как его удобно использовать, считаю себя его частью. Думаю, что тенденция использовать улицу, как первую площадку для презентации своего творчества и как пространство для экспериментов останется до тех пор, пока не произойдут перемены в российском арт пространстве, пока не наладится работа галерей с художникам. Пока это происходит стихийно, самый простой способ заявить о себе - сделать что то на улице, а потом выставить в сети, набрать какую то аудиторию.
Мне кажется уличная волна будет нарастать подобным образом, пока не достигнет определенной критической массы, часть из которой пожелает шагнуть дальше. Но надеюсь что это будет уже не про бэкграунд, а про визуальный язык с помощью которого будут выражаться художники. Про мотивы, вопросы, форму . Наверное для этого нужно больше художников. Думаю, что уличная волна будет работать над согласованными муралами и рисовать на фестивалях, работать над галерейными проектами и оформлением, сохранять свое сообщество. На улице останется граффити и стрит арт, но врядли они получат какое то развитие.

Никита Nomerz

-13
— В целом я нормально отношусь к термину и считаю, что было бы отлично разобраться во всех обозначениях связанных с граффити культурой и стрит-артом. Но себя я больше ощущаю просто художником, который работает в разных техниках и жанрах. Или же я скорее себя обозначу уличным художником, который параллельно занимается и студийными практиками, например. Все таки улица для меня по прежнему основное место для реализации идей. Ну и понятие "художники уличной волны" - это пока очень московское обозначение , если говорить откровенно. Хотя я ничего плохого в этом не вижу.
Вижу, как этот термин будут активно вводить в употребление кураторы и другие деятели искусства, так или иначе связанные с граффити и стрит-артом. Есть много художников, которые перестали рисовать на улице и перешли в мастерские, но при этом многие из них хотят обозначить свою причастность к улице. Они и будут активно использовать это обозначение.

Павел Rtue

-14
— К термину художник "уличной волны" я отношусь нормально. Если он приживется в искусствоведческой среде и останется в истории искусства, мне будет приятно, что меня причисляют к первой волне художников России. Сейчас я практически не думаю об этом, я ставлю перед собой другие задачи и стараюсь думать только об этом.
Конечно, приятней, когда тебя называют художником уличной волны, а не граффитчиком, граффитистом, стрит-артистом и прочими пошлыми клише. Сам для себя я такой задачи не ставлю, стараюсь создавать что-то новое, а называть, это не моя работа.

Максим Трулов

-15
— В некоторых ситуациях обобщение - это не всегда верный путь. Хорошо, что термин был и внёс какое-то понимание для людей, которые далеки от уличных рисунков, но хватит на нём ездить. Все начинали в разное время, в разных обстоятельствах, условиях и т.д. Обобщение здесь может повлечь за собой потерю важных деталей да и большую путаницу, ведь термин фактически уравнивает всех художников между собой, как будто все как пресловутые сёрферы стартанули с одного берега какой-нибудь Юрмалы. Не надо так. Все самобытны, у каждого был уникальный путь. У художников всё будет хорошо, а над этим термином уже давно смеются.

Ксюша Ласточка

-16
— Странно относить себя к этому, так как я не особо "художник уличной волны", больше художник "комнатной волны". Это был уличный опыт, не факт, что буду делать столько же всего на улице как год назад. Не уверена, что термин ждёт большое будущее, но думаю, что всё будет в любом случае хорошо.

Более подробно о термине «уличная волна» можно прочитать в большой статье Дмитрия Aske для Института исследования стрит-арта — "На гребне «уличной волны»".

Наш канал об уличном искусстве «Бэнкси Плачет» — Telegram, Instagram.