Признаться, в устройстве музейного дела я разбираюсь хуже, чем в организации человеческого сознания. Но переезды из городка в городок, встречи с энтузиастами краеведения и теми, чьими профессиональными заботами бережётся наше историческое прошлое, всё больше крепили во мне предчувствие: ещё чуть-чуть и правда жизни хлынет и в мой проект.
Так всё и вышло в Моршанске. Удивительный город, в чьей двухвековой летописи между строк видна щедрая россыпь исторических личностей и судьбоносных событий. Проехать сотни километров, чтобы окунуться в ауру нынешней городской жизни – это ещё не наказание.
Но не заглянуть в уникальный местный музей – это почти преступление. И прежде, чем переступить его порог, за которым вот уже четыре года стирает исторический облик здания реконструкция, давайте обратимся к истории.
1918 год, в молодой Советской республике идёт очищение огнём. Это – гражданская война. На тамбовщине бесчинствует банда атамана Антонова. В городках и селах – мятежи да восстания. Рушится царский строй, а вместе с ним уходит и вера. В людских душах – страх Божий. И вдруг среди всего этого хаоса отыскивается человек отнюдь не героической наружности – Петр Петрович Иванов. Родом из далёкой от образования и бедной семьи, но с жадностью постигающий пытливым естеством знания археологии и истории. В его мыслях: как сохранить прошлое для грядущего?
Он задумывает создать такой музей, где уникальность и бесценность экспонатов не только радовал бы праздный глаз, но и прочно удерживала связь времён и поколений. Под силу ли ему сделать такое, в удалённом от культурных центров Моршанске?
Эта идея Петра Петровича больше напоминала одержимость. Ещё в безмятежные годы, задолго до Октябрьской революции, Иванов обращался к отцам-основателям славного купеческого Моршанска: время жертвовать на музей! Но прагматичные «отцы» тогда лишь надменно посмеялись.
А Иванов, уже воюя «за веру, царя и Отечество» на фронтах Первой мировой войны, ещё больше утвердился в этой мысли. У Господа были на него свои планы: невредимым он возвращается в родной Моршанск. И продолжает свои занятия археологией, историей и рисованием.
В России до сих пор не изжит удивительный талант – гонять человека со здравой идеей по инстанциям. Тут либо уверуешь, что никакая она не здравая. Либо своё здравие потеряешь. Так было 100 лет назад. Так остаётся и поныне. Но, видимо у Петра Петровича была натура дипломата и характер бойца. Он дружен с учителем рисования Василием Петровичем Лотиковым, чья тяга к гармонии уживалась с симпатией к революции. Лотиков – член РСДРП с 1917 года. И в годы, когда к власти наконец-то пришли те, «кто был никем, тот станет всем» перед идеей Иванова наконец открылись все двери. Можно по-разному относиться к перекосам новой власти рабочих и крестьян, но несбыточная мечта о музее именно при этих, как считалось, недалёких и необразованных людях, обрела свои материальные очертания.
К тому времени личная коллекция Иванова уже насчитывает 2,5 тысячи экспонатов. Это то культурное наследие, которое всё же составит основу будущих экспозиций музея и будет им передано в дар городу. Но с нотариально заверенным условием: без вывоза за пределы Моршанска и неделимости коллекции. И хотя находятся те, кто сегодня ставят под сомнение юридическую силу документа, сотрудники музея – «детища Иванова» уверены, с точки зрения права, даже спустя век, условие остаётся в силе.
Меня потрясла эта история воплощения человеческого предназначения, искренней веры в себя и беззаветной преданности делу своей жизни.
А теперь назад: к закрытой двери Моршанского музея. Чтобы постичь суть этого непреодолимого препятствия, надо выслушать всех. Тех, кто все эти четыре года находится зажатыми между неторопливостью чиновников и нетерпеливостью экскурсантов. И тех, чей расточительный нейтралитет потворствует бескультурью и бардаку. А эти два братца отнюдь не делают чести городу и не дорожат достатком его налогоплательщиков.
Музей – это исторический лик. Человеку без него никак, а городу – подавно. Пора вернуть Моршанску его лицо!
На своём веку музей повидал и пережил многое. Но даже в годы Великой Отечественной его двери были всегда открыты. И те, что тут работали, и другие, что продолжают работать - делают это не за деньги.
Действительно, в устройстве музейного дела я вообще ничего не смыслю. Но знаю толк в отношении людей к своему призванию. И у меня верное впечатление: коллектив музея все эти четыре года работает и за себя, и за доброе имя своего основателя.
Может, им пора уже снова помочь, Господи?
Про судьбу, которая привела буквально каждый экспонат в этот музей, можно писать захватывающие детективные истории. Я же проникся священным трепетом к Моршанску и к хранителям его самобытной истории. Ибо всякий раз, когда голоса сотрудников музея, переносили меня сквозь годы в те далёкие и полные смуты времена, я осознавал: каким тернистым был путь, которым шли эти культурные ценности от своего полного забвения к широкой публичности. Таким этот путь остаётся и сегодня...
Искренне благодарю заведующую Моршанским историко-художественным музеем Татьяну Сергеевну Гуркову и её заместителя – Лидию Викторовну Григорьеву. За их неоценимую помощь, желание делиться познаниями и роскошью гостеприимства.
Не стану изменять своей традиции и на этот раз. И снова обращаюсь к тебе, мой читатель!
Мои намерения честны: я предлагаю продолжить нашу дружбу!
Признаюсь, "набиваться в друзья" диктует здравый смысл и жесткие правила продвижения моего проекта на Дзене. И раз судьбе уже было угодно свести нас таким чудесным образом, не вижу смысла в расставании.
Мне по сердцу этот проект. Надеюсь, и тебе он по душе. Пора скрепить союз моего творчества и твоего интереса.
Ставь "лайк" и подписывайся на канал «СЧАСТЬЕКАЧЕНИЕ».
И к нам обязательно нагрянет счастье! Главное, мимо него не прокатиться...
Идея, впечатления и текст: Павел Коваленко (с), 2018
Трансфер, кейтеринг и всю дорогу – хорошее настроение: Лариса Коваленко
На титульном фото: народная деревянная скульптура «Спас полуночный» или «Христос сидящий» (конец XVII - начало XX века).
Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Фото: Павел Коваленко (с), 2018
Комментарии