Найти тему
Счастьекачение

Россия за моим порогом: верните Моршанску лицо!

Место: Моршанский историко-художественный музей. Год основания: 1918 (100 лет). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Место: Моршанский историко-художественный музей. Год основания: 1918 (100 лет). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Признаться, в устройстве музейного дела я разбираюсь хуже, чем в организации человеческого сознания. Но переезды из городка в городок, встречи с энтузиастами краеведения и теми, чьими профессиональными заботами бережётся наше историческое прошлое, всё больше крепили во мне предчувствие: ещё чуть-чуть и правда жизни хлынет и в мой проект.

Мемориальная табличка на здании Моршанского историко-художественного музея. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Мемориальная табличка на здании Моршанского историко-художественного музея. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Так всё и вышло в Моршанске. Удивительный город, в чьей двухвековой летописи между строк видна щедрая россыпь исторических личностей и судьбоносных событий. Проехать сотни километров, чтобы окунуться в ауру нынешней городской жизни – это ещё не наказание.

Моршанский историко-художественный музей (1918). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Моршанский историко-художественный музей (1918). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Но не заглянуть в уникальный местный музей – это почти преступление. И прежде, чем переступить его порог, за которым вот уже четыре года стирает исторический облик здания реконструкция, давайте обратимся к истории.

Бюст основателя Моршанского историко-художественного музея Петра Петровича Иванова (1886-1942). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Бюст основателя Моршанского историко-художественного музея Петра Петровича Иванова (1886-1942). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

1918 год, в молодой Советской республике идёт очищение огнём. Это – гражданская война. На тамбовщине бесчинствует банда атамана Антонова. В городках и селах – мятежи да восстания. Рушится царский строй, а вместе с ним уходит и вера. В людских душах – страх Божий. И вдруг среди всего этого хаоса отыскивается человек отнюдь не героической наружности – Петр Петрович Иванов. Родом из далёкой от образования и бедной семьи, но с жадностью постигающий пытливым естеством знания археологии и истории. В его мыслях: как сохранить прошлое для грядущего?

Народная деревянная скульптура «Спас полуночный» или «Христос сидящий» (конец XVII - начало XX века). Уникальные скульптуры по технике исполнения и воплощения образов. Эта скульптура из села Богоявленское, Тамбовского уезда. В фондах музея находятся ещё 84 скульптуры. Большинство этих работ принадлежит неизвестному мастеру из села Канищево, Тамбовского уезда. В своей народной трактовке, ставшие уже каноничными церковные образы, лишены пафоса. В моршанской коллекции – завидное разнообразие знакомых ликов. Здесь есть образ Христа, сидящего в темнице, в цепях и с колонной! Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Народная деревянная скульптура «Спас полуночный» или «Христос сидящий» (конец XVII - начало XX века). Уникальные скульптуры по технике исполнения и воплощения образов. Эта скульптура из села Богоявленское, Тамбовского уезда. В фондах музея находятся ещё 84 скульптуры. Большинство этих работ принадлежит неизвестному мастеру из села Канищево, Тамбовского уезда. В своей народной трактовке, ставшие уже каноничными церковные образы, лишены пафоса. В моршанской коллекции – завидное разнообразие знакомых ликов. Здесь есть образ Христа, сидящего в темнице, в цепях и с колонной! Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Он задумывает создать такой музей, где уникальность и бесценность экспонатов не только радовал бы праздный глаз, но и прочно удерживала связь времён и поколений. Под силу ли ему сделать такое, в удалённом от культурных центров Моршанске?

Царские Врата (фрагмент) (XV-XVI век). Ещё одна уникальная коллекция в экспозиции Моршанского историко-художественного музея – коллекция иконописи. К сожалению, многие храмы утрачены. Их разрушило время и люди. Но яркий зрительный образ бережно сохранён и теперь он – пред нашими глазами. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Царские Врата (фрагмент) (XV-XVI век). Ещё одна уникальная коллекция в экспозиции Моршанского историко-художественного музея – коллекция иконописи. К сожалению, многие храмы утрачены. Их разрушило время и люди. Но яркий зрительный образ бережно сохранён и теперь он – пред нашими глазами. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Эта идея Петра Петровича больше напоминала одержимость. Ещё в безмятежные годы, задолго до Октябрьской революции, Иванов обращался к отцам-основателям славного купеческого Моршанска: время жертвовать на музей! Но прагматичные «отцы» тогда лишь надменно посмеялись.

Большое Патриаршее Распятие (медное литье, конец XIX века, работа московских мастеров). Предполагается, что выпущено около тысячи экземпляров. Сохранилась лишь часть. Три из них – в экспозиции моршанского музея. Это наглядная иллюстрация ещё одной культурно-исторической главы летописи Моршанска, связанной со старообрядчеством. На территории Тамбовской области сохранилась старообрядческая община и единственный старообрядческий храм. Он расположен в Моршанске. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Большое Патриаршее Распятие (медное литье, конец XIX века, работа московских мастеров). Предполагается, что выпущено около тысячи экземпляров. Сохранилась лишь часть. Три из них – в экспозиции моршанского музея. Это наглядная иллюстрация ещё одной культурно-исторической главы летописи Моршанска, связанной со старообрядчеством. На территории Тамбовской области сохранилась старообрядческая община и единственный старообрядческий храм. Он расположен в Моршанске. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

А Иванов, уже воюя «за веру, царя и Отечество» на фронтах Первой мировой войны, ещё больше утвердился в этой мысли. У Господа были на него свои планы: невредимым он возвращается в родной Моршанск. И продолжает свои занятия археологией, историей и рисованием.

Церковные книги (1735 и 1798 годов издания) и церковная утварь. Это те предметы, которые были спасены от уничтожения Петром Петровичем Ивановым. Под массивными переплётами сокрыта бумага, на которой очень хорошо и доныне сохранился текст. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Церковные книги (1735 и 1798 годов издания) и церковная утварь. Это те предметы, которые были спасены от уничтожения Петром Петровичем Ивановым. Под массивными переплётами сокрыта бумага, на которой очень хорошо и доныне сохранился текст. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

В России до сих пор не изжит удивительный талант – гонять человека со здравой идеей по инстанциям. Тут либо уверуешь, что никакая она не здравая. Либо своё здравие потеряешь. Так было 100 лет назад. Так остаётся и поныне. Но, видимо у Петра Петровича была натура дипломата и характер бойца. Он дружен с учителем рисования Василием Петровичем Лотиковым, чья тяга к гармонии уживалась с симпатией к революции. Лотиков – член РСДРП с 1917 года. И в годы, когда к власти наконец-то пришли те, «кто был никем, тот станет всем» перед идеей Иванова наконец открылись все двери. Можно по-разному относиться к перекосам новой власти рабочих и крестьян, но несбыточная мечта о музее именно при этих, как считалось, недалёких и необразованных людях, обрела свои материальные очертания.

Чудотворная икона Николы Можайского (предположительно XVII век). Это горельефная скульптура, покрытая драгоценным окладом, который был сделан на московской фабрике Григория Михайловича Сбитнева. В былые времена в Моршанск ехали со всех уголков России, чтобы поклониться чудотворному лику Николы Можайского. Эту икону Петр Петрович Иванов привёз из Мамонтовой пустыни, где она когда-то находилось в храме в именье князей Лихтенбергских. Интерес к этой иконе до сих пор проявляет Ватикан. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Чудотворная икона Николы Можайского (предположительно XVII век). Это горельефная скульптура, покрытая драгоценным окладом, который был сделан на московской фабрике Григория Михайловича Сбитнева. В былые времена в Моршанск ехали со всех уголков России, чтобы поклониться чудотворному лику Николы Можайского. Эту икону Петр Петрович Иванов привёз из Мамонтовой пустыни, где она когда-то находилось в храме в именье князей Лихтенбергских. Интерес к этой иконе до сих пор проявляет Ватикан. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

К тому времени личная коллекция Иванова уже насчитывает 2,5 тысячи экспонатов. Это то культурное наследие, которое всё же составит основу будущих экспозиций музея и будет им передано в дар городу. Но с нотариально заверенным условием: без вывоза за пределы Моршанска и неделимости коллекции. И хотя находятся те, кто сегодня ставят под сомнение юридическую силу документа, сотрудники музея – «детища Иванова» уверены, с точки зрения права, даже спустя век, условие остаётся в силе.

Буфет (фрагмент) (XVI век). Мебель из имения Долгоруких. На дверце изображена картина «Суд царя Соломона». Экскурсоводы подчёркивают, что в музей моршанский «забрёл» буфет шотландский. Причем, из времён Шекспира. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Буфет (фрагмент) (XVI век). Мебель из имения Долгоруких. На дверце изображена картина «Суд царя Соломона». Экскурсоводы подчёркивают, что в музей моршанский «забрёл» буфет шотландский. Причем, из времён Шекспира. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Меня потрясла эта история воплощения человеческого предназначения, искренней веры в себя и беззаветной преданности делу своей жизни.

Личные вещи и портреты из коллекции героя Кавказской войны, графа Константина Христофоровича Бенкендорфа (1817-1858). В мятежные революционные годы эту коллекцию предполагалось изъять из Моршанского музея и увези в столицу. Чтобы это предотвратить Петр Петрович Иванов напрямую обращается к заведующей музейным отделом Наркомпроса (1918-1928) Наталье Ивановне Троцкой. Это она принимает решение и шедевры художественной коллекции Бенкендорфов остаются в Моршанске. Портреты Константина Христофоровича (слева) и его супруги Натальи Максимовны, урожденной фон Алопеус (справа). И акварель родоначальника русского акварельного портрета с натуры Петра Федоровича Соколова, на которой изображена графиня Софья Шувалова в дорожном платье (в центре). Говорят, этот портрет Иванов отыскал в усадьбе Бенкендорфов в Сосновке среди мусора. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Личные вещи и портреты из коллекции героя Кавказской войны, графа Константина Христофоровича Бенкендорфа (1817-1858). В мятежные революционные годы эту коллекцию предполагалось изъять из Моршанского музея и увези в столицу. Чтобы это предотвратить Петр Петрович Иванов напрямую обращается к заведующей музейным отделом Наркомпроса (1918-1928) Наталье Ивановне Троцкой. Это она принимает решение и шедевры художественной коллекции Бенкендорфов остаются в Моршанске. Портреты Константина Христофоровича (слева) и его супруги Натальи Максимовны, урожденной фон Алопеус (справа). И акварель родоначальника русского акварельного портрета с натуры Петра Федоровича Соколова, на которой изображена графиня Софья Шувалова в дорожном платье (в центре). Говорят, этот портрет Иванов отыскал в усадьбе Бенкендорфов в Сосновке среди мусора. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

А теперь назад: к закрытой двери Моршанского музея. Чтобы постичь суть этого непреодолимого препятствия, надо выслушать всех. Тех, кто все эти четыре года находится зажатыми между неторопливостью чиновников и нетерпеливостью экскурсантов. И тех, чей расточительный нейтралитет потворствует бескультурью и бардаку. А эти два братца отнюдь не делают чести городу и не дорожат достатком его налогоплательщиков.

Музей – это исторический лик. Человеку без него никак, а городу – подавно. Пора вернуть Моршанску его лицо!

Скульптура «Джигитовка» (чугунное литье, Каслинский завод архитектурно-художественного литья, скульптор Евгений Лансере, 1900). Знаменитый скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году именно в Моршанске Тамбовской губернии. Его отец – инженер Александр Александрович Лансере был направлен сюда по линии железнодорожного ведомства для налаживания путей сообщения. Он и вошёл в группу инженеров, которая исправляла технические просчёты, допущенные при сооружении Свято-Троицкого собора. Интерес Лансере к лошадям проявлялся ещё с детства, что и отразилось в огромном количестве выполненных им реалистичных скульптур. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Скульптура «Джигитовка» (чугунное литье, Каслинский завод архитектурно-художественного литья, скульптор Евгений Лансере, 1900). Знаменитый скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году именно в Моршанске Тамбовской губернии. Его отец – инженер Александр Александрович Лансере был направлен сюда по линии железнодорожного ведомства для налаживания путей сообщения. Он и вошёл в группу инженеров, которая исправляла технические просчёты, допущенные при сооружении Свято-Троицкого собора. Интерес Лансере к лошадям проявлялся ещё с детства, что и отразилось в огромном количестве выполненных им реалистичных скульптур. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

На своём веку музей повидал и пережил многое. Но даже в годы Великой Отечественной его двери были всегда открыты. И те, что тут работали, и другие, что продолжают работать - делают это не за деньги.

Коллекция восточного искусства. Дорожные приборы, курительные наборы. Обратите внимание на очень чудные туфельки. При одном только их виде сердце наполняется умилением и детской радостью. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Коллекция восточного искусства. Дорожные приборы, курительные наборы. Обратите внимание на очень чудные туфельки. При одном только их виде сердце наполняется умилением и детской радостью. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Действительно, в устройстве музейного дела я вообще ничего не смыслю. Но знаю толк в отношении людей к своему призванию. И у меня верное впечатление: коллектив музея все эти четыре года работает и за себя, и за доброе имя своего основателя.
Может, им пора уже снова помочь, Господи?

Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (фрагмент) (стиль барокко, рококо, XVIII век). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (фрагмент) (стиль барокко, рококо, XVIII век). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (фрагмент) (стиль барокко, рококо, XVIII век). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (фрагмент) (стиль барокко, рококо, XVIII век). Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Про судьбу, которая привела буквально каждый экспонат в этот музей, можно писать захватывающие детективные истории. Я же проникся священным трепетом к Моршанску и к хранителям его самобытной истории. Ибо всякий раз, когда голоса сотрудников музея, переносили меня сквозь годы в те далёкие и полные смуты времена, я осознавал: каким тернистым был путь, которым шли эти культурные ценности от своего полного забвения к широкой публичности. Таким этот путь остаётся и сегодня...

Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (стиль барокко, рококо, XVIII век). Этот роскошный гарнитур, наверняка ещё помнит, как на нём восседали его первые владельцы – господа Романовы. Признаюсь, перетеканием образов на деревянных деталях этого дивана – можно любоваться бесконечно. Принцип витиеватого кавказского тоста: ты только начинаешь приглядываться к невинности виноградного листа, как вдруг к своему ужасу и удивлению, видишь наделённую пороками деву! Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Мебельный гарнитур венецианской работы «Лесная феерия» (стиль барокко, рококо, XVIII век). Этот роскошный гарнитур, наверняка ещё помнит, как на нём восседали его первые владельцы – господа Романовы. Признаюсь, перетеканием образов на деревянных деталях этого дивана – можно любоваться бесконечно. Принцип витиеватого кавказского тоста: ты только начинаешь приглядываться к невинности виноградного листа, как вдруг к своему ужасу и удивлению, видишь наделённую пороками деву! Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.

Искренне благодарю заведующую Моршанским историко-художественным музеем Татьяну Сергеевну Гуркову и её заместителя – Лидию Викторовну Григорьеву. За их неоценимую помощь, желание делиться познаниями и роскошью гостеприимства.

Схема расположения городских достопримечательностей. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, пл. Октябрьская.
Схема расположения городских достопримечательностей. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, пл. Октябрьская.

Не стану изменять своей традиции и на этот раз. И снова обращаюсь к тебе, мой читатель!

Мои намерения честны: я предлагаю продолжить нашу дружбу!

Признаюсь, "набиваться в друзья" диктует здравый смысл и жесткие правила продвижения моего проекта на Дзене. И раз судьбе уже было угодно свести нас таким чудесным образом, не вижу смысла в расставании.

Мне по сердцу этот проект. Надеюсь, и тебе он по душе. Пора скрепить союз моего творчества и твоего интереса.

Ставь "лайк" и подписывайся на канал «СЧАСТЬЕКАЧЕНИЕ».

И к нам обязательно нагрянет счастье! Главное, мимо него не прокатиться...

Ретро-паровоз "Лебедянка" Л-2264 (1954). Главный конструктор - Лев Лебедянский. Построен на Коломенском заводе. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Куйбышева.
Ретро-паровоз "Лебедянка" Л-2264 (1954). Главный конструктор - Лев Лебедянский. Построен на Коломенском заводе. Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Куйбышева.

Идея, впечатления и текст: Павел Коваленко (с), 2018
Трансфер, кейтеринг и всю дорогу – хорошее настроение: Лариса Коваленко

На титульном фото: народная деревянная скульптура «Спас полуночный» или «Христос сидящий» (конец XVII - начало XX века).
Точка на карте: г. Моршанск, Тамбовская область, ул. Советская, 25.
Фото: Павел Коваленко (с), 2018

Комментарии