Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Смерч

Оглавление

(1996, США)

И не гроза в начале мая - а всё равно капец сараю!
И не гроза в начале мая - а всё равно капец сараю!

У седеющего кинолюбителя вроде меня это кино вызывает сегодня помимо ностальгического удовольствия также мимолетную грусть. Просто потому что и исполнитель главной роли Билл Пэкстон скоропостижно умер полтора года назад, и Филипп Сеймур Хоффманн тоже уже четыре года в могиле, куда слёг в возрасте всего-навсего 46 лет. С Хелен Хант и Кэри Элвисом, к счастью, всё в порядке, но как давно вы встречали этих некогда популярных актёров в блокбастерах уровня "Смерча"?.. То-то и оно. Поэтому самое время замазать на постере фильма прежний слоган и написать новый, более подходящий, из классики: "Иных уж нет, а те далече"...
Ну ладно, хватит о грустном, тем более, что на протяжении без малого двух часов, что идёт "Смерч", других поводов для грусти у вас не будет. Его продюсеры сделали грамотную ставку - доверили режиссировать картину создателю хитовой
"Скорости" (1994) Яну де Бонту, а этот мужик в экранном драйве знал толк, благо, до "Скорости" успел поработать оператором кое-каких знаменитых экшен-картин 80-х - начала 90-х. Что с блеском доказал и здесь, пусть даже "Смерч" ни разу не боевик, а фильм-катастрофа. Который уникален хотя бы тем, что его герои-ученые не убегают от торнадо, а, наоборот, спешат к нему навстречу, дабы изучить его поближе. Ну а он в свою очередь вовсю изучает их, проверяя, как далеко можно зашвырнуть человека или его автомобиль. Или же сидящего в автомобиле человека - смотря кто или что подвернется смерчу на пути.

"О, да это же классная идея - подъехать вплотную к торнадо!" - говорили они за пять минут до этого. И ведь назад не повернут - упёртые, принципиальные люди, даром что какие-то там метеорологи.
"О, да это же классная идея - подъехать вплотную к торнадо!" - говорили они за пять минут до этого. И ведь назад не повернут - упёртые, принципиальные люди, даром что какие-то там метеорологи.

Хотя на самом деле главный герой, метеоролог-телеведущий Билл (Пэкстон) приехал в торнадоопасную Оклахому к своей жене Джо (Хант) э-э-э... нет, не подумайте дурного, это не был однополый брак, здесь это женское имя... Короче говоря, Билл приехал к Джо, чтобы подписать документы на развод. И даже новую подружку с собой прихватил - видимо, чтобы пока-не-бывшая жена разозлилась и побыстрее оставила свой автограф в документах. Однако не тут-то было! Стоило лишь Биллу вновь оказаться в научно-полевых условиях - а ведь он не всегда был телеведущим и в прошлом тоже "ловил ураганы", - как он вмиг слетел с катушек. И, издав раскатистое гиканье, помчался вместе с Джо догонять проклятые торнадо. Не ради адреналина, конечно, а сугубо во имя науки. Затем чтобы вбросить в вихрь специальные датчики, которые, радостно кружась, начнут радировать прямо оттуда нужные метеорологам данные. Какие? Да чёрт бы их знал, но кто мы такие, чтобы сомневаться в суровой климатологии 90-х, ведь так?
Охота за смерчами (читай смертью), тем не менее, затянулась. Причем чем дальше в степь, тем они становились всё толще и прожорливее. И вот наконец - ну прямо как в видеоигре, - на Билла, Джо и их команду обрушился торнадо-супербосс. Который, ясен пень, пока не издох, успел сожрать много кого и чего, включая папку с документами о разводе. После чего у нашей парочки сразу пропал мотив расставаться и они вновь слились в долгом голливудском поцелуе на горящих руинах какого-то сарая.

Нет, это вовсе не оклахомская фермерша спасает от торнадо свой любимый самогонный аппарат. Эта штука в кузове пикапа и есть то самое метеорологическое оборудование, которое должно впендюрить в смерч много-много летучих датчиков... Ну или как-то так.
Нет, это вовсе не оклахомская фермерша спасает от торнадо свой любимый самогонный аппарат. Эта штука в кузове пикапа и есть то самое метеорологическое оборудование, которое должно впендюрить в смерч много-много летучих датчиков... Ну или как-то так.

Ну а подружка Билла, отныне бывшая, в слезах поехала домой страдать, бухать горькую и плакаться в соцсетях о том, что все мужики свиньи, а метеорологи - свиньи в квадрате... Хотя нет, вру, соцсетей в ту пору ещё не было. И эсэмэсок тоже. Так что писать свои гадости эта дамочка могла только на пейджер... А, впрочем, это уже неважно.

***

В общем, при всём многообразии фильмов-катастроф второй половины 90-х (тогда на них был всплеск моды) "Смерч" даёт большинству из них сто очков вперёд - и уникальностью сюжета, и высоким качеством его исполнения. На самом деле история воссоединения рассорившихся супругов на фоне ревущих торнадо лишена приторного мелодраматизма. Наоборот, она искрит иронией и радует нас мастерской актерской игрой. Вот почему, сдаётся мне, картина и показала себя в прокате исключительно молодцом. Чего те же близкие ей по духу "Вулкан" Джексона и "Пик Данте" Дональдсона (оба - 1997 г.) даже близко не добились, даром что заигрывали с гораздо более зрелищным огнём, а не с ветром.

"Отчего люди не летают так, как птицы!" - сокрушалась героиня пьесы Островского "Гроза". Что ж, она явно не была в Оклахоме, где вот в такую непогоду летают как птицы абсолютно все - и люди, и дома, и стотонные грузовики.
"Отчего люди не летают так, как птицы!" - сокрушалась героиня пьесы Островского "Гроза". Что ж, она явно не была в Оклахоме, где вот в такую непогоду летают как птицы абсолютно все - и люди, и дома, и стотонные грузовики.