Засапожник - один из самых распространенных ножей, которые были в ходу на Руси. Свое название он получил от места хранения: вместо ножен его прятали в голенище сапога, что, соответственно, накладывало и определенный внешний вид клинка. Это было 4-гранное изогнутое лезвие длиной около 25 см. Круглая рукоять плавно "перетекала", гарды, которая должна защищать кисть, не было, ведь она бы мешала прятать и доставать клинок.
Эта конструкция обуславливает и характер ранений, которые причинял такой клинок: режущих, рубящих и секущих ран - аналогично сабельным или ятаганным. В качестве оружия был впервые упомянут в "Слове о полку Игореве": "...тіи бо бес щитовь съ засапожникы кликомъ плъкы побѣждаютъ, звонячи въ прадѣднююславу…"
Историки делают вывод, что во времена Древней Руси такой нож применялся для правки стрел кавалерией, так как понятно, что пехотинцу в бою достать такое оружие проблематично. В захоронениях древних воинов встречаются похожие типы ножей, которые историки причисляют к засапожникам. Например, в «Известие Графа А. С. Уварова, о курганах Владимирской губернии» в 1857 году Уваров пишет: "...а Юрьевой Горе возвышался курган, в котором погребён был воин...У правой ноги засапожный нож..."
В подтверждение популярности и распространенности такого ножа у русичей приводятся и доводы исследователей "Слова..." - А. К. Югова, А. В. Арциховского, А. А. Дмитриева о том, что именно внезапно вынутым засапожником был зарезан Мстиславом Храбрым Редедя.
С течением времени засапожники получили все более широкое распространение, их носили практически повсеместно, все мужчины. Об этом сказано в этнографическом материале В. Даля по исследованию русского фольклора 19 века: "...Запаслив: в рукаве кистень, в голенище засапожник..." и не только. В молодой Советской республике и впоследствии засапожник стал атрибутом бандитов и налетчиков.