Работы по полноприводному автомобилю, который стал всем известен под именем «Нива», стартовали в Тольятти в начале 70-х. Методом проб и ошибок на выходе получился компактный внедорожник с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Но это были не первые изыскания в этом направлении. К тому времени, как начались работы над "Нивой" , в Ижевске уже был готов прототип ИЖ-5. Его не затейливый кузов тоже был несущим. Передняя подвеска – пружинная, как на «Ниве», только получена была путем доработки и усиления подвески «Москвич-412». Заднюю подвеску сделали оригинальной, с торсионами в качестве упругих элементов. Естественно, двигатель был тоже от 412-го – других вариантов не было. Схема трансмиссии была классическая – с подключаемым передним мостом. Разве что «раздатка» жестко крепилась к КПП и управлялась одним рычагом – на подключение переднего моста и пониженной передачи.
Следующим этапом развития этого автомобиля стал прототип «ИЖ-14». Его построили к 1972 году. Автомобиль приобрел более симпатичный кузов, передняя подвеска осталась без изменений, а в задней от торсионов, хоть и не сразу, но все-таки пришлось отказаться в силу унификации. Их место заняли рессоры от того же 412-го. А вот «раздатка» изменилась, хоть и управлялась так же одним рычагом. Теперь можно было задействовать отдельно передний или задний мост, а можно оба одновременно, с понижающей передачей. Конечно, состязание с «Нивой» автомобиль проиграл. Тому было много объективных причин, начиная от комфорта, проходимости и унификации и заканчивая подчиненность заводов различным ведомствам. А существовать два похожих автомобиля в условиях плановой экономики не могли.
И все-таки полный привод на ижевских автомобилях попал в серийное производство. Правда не надолго и приделали его к уже выпускаемой модели – «ИЖ-2126». Мелкосерийное производство таких машин началось в 2001 году и продолжалось до 2005 – го. В этих автомобилях была реализована схема с постоянным полным приводом, а сама реализация представляла из себя сборную солянку из агрегатов «Нивы», ВАЗ-2108 и моделей ИЖ. Раздаточная коробка имела жесткую связь с КПП, в ней отсутствовала понижающая передача, зато имелась блокировка межосевого дифференциала. Редуктор переднего моста был заимствован у «Нивы», а задний мост «Оды» вел свою родословную от «Москвича-412». Так что флянцы карданных валов ведущих мостов были не взаимозаменяемы. Помимо переднего редуктора от «Нивы» для реализации привода переднего моста использовались железки от «восьмерки».
Так, с миру по нитке сконструировали вполне не плохой автомобиль для наших дорог, избавленный от многих недостатков тольяттинского внедорожника. Правда собственные недостатки – качество сборки и ненадежность некоторых агрегатов не позволили автомобилю завоевать популярность.
Это интересно.Вспоминаем наши игрушечные танки из СССР!