Найти тему

"317-й взвод" ( La 317e section), или С чего начинать знакомство с Шендерфером

В 1965 году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий получил Пьер Шендерфер за фильм «317-й взвод» (La 317e section). Лента снята по роману самого Шендерфера и рассказывает о том, как в мае 1954 отряд солдат (около 40 лаосцев и 4 европейца) пробиваются к своим по территории, занятой войсками Вьетминя.

Главных героя здесь два: юный су-лейтенант Торран (Ж. Перрен) и опытный аджюдан Вильсдорф (Б. Кремер) (кстати, старший брат героя книги и фильма «Краб-барабанщик»). И сначала кажется, что юноша, только-только закончивший военное училище, сильно проигрывает матерому эльзасцу. Он идеалист, в нем нет цинизма, он не научился еще жить по принципу «Цель оправдывает средства». Но… Он ведь дошел с отрядом до цели и не его вина, что форт оказался захвачен. Причем дошел, не бросив раненых, как с самого начала советовал Вильсдорф, периодически приходивший в ужас от действий своего командира. Так кто же из них двоих сильнее?

Торран (Ж. Перрен)
Торран (Ж. Перрен)

Шендерфер не пытается скрыть какие-то отрицательные моменты, его фильм уж никак нельзя рассматривать как агитку типа «Записывайтесь в армию!». Его герои усталы, грязны, грубы. В перестрелке отряд смертельно ранит вьетнамскую женщину. Рацию в лучших традициях французской армии несет пленный солдат. Но зато это история, которой веришь. Режиссер знал, что он делает: несколько лет он снимал фильмы для Армейской кинематографической службы. Был он и в Дьенбьенфу, и в лагере для военнопленных после ее падения.

Вильсдорф (Б. Кремер)
Вильсдорф (Б. Кремер)

Фильм снят точно по книге, только в романе нет слонов и действие происходит в 1953, а не в 1954 году. Перевод (субтитры) неплохой и очень живой. Солдаты выражаются примерно так, как и должны. За исключением того, что автор субтитров пару раз ляпнул «сэр» вместо «шеф», я отловила всего два откровенных ляпа. В самом начале фильма герой отливает в бутылку немного алкоголя и говорит «Отдай доктору». На самом деле «Отдай санитару». Ну, право, откуда врач взялся в отряде из 4 десятков человек, заброшенном в медвежий угол где-то в Лаосе? И, когда по радио передают новости, субтитры гласят: «Президент проедет через Триумфальную арку.» На самом деле там говорят: «Президент и правительство возложат венки на могилу неизвестного солдата.» Там, если кто не понял, 8 мая на дворе. День победы.

-4

Понравилась ли мне лента? Да. Но если после «Краба-барабанщика» я была в восторге: «Боже, как здорово!», то тут эмоции послабее: «Очень неплохо». Тем не менее, я скорее посоветую посмотреть «317-й взвод». Он понятнее. Это очень простая история, которая могла бы произойти на любой войне. В то время как герой «Краба-барабанщика» - достаточно неординарный человек, да еще зрители видят его глазами других персонажей и действие все время перемежается флэшбеками. Тут надо знать историю того периода, да еще желательно и биографию Пьера Гийома, человека, который был прототипом главного героя. "Дьенбьенфу" - широкомасштабное эпическое полотно, этот фильм крайне сложно смотреть непосвященному зрителю, хотя он практически гениален.

Шендерфер на съемках фильма.
Шендерфер на съемках фильма.

Так что, если желаете понять, что снимал Шендерфер, французский режиссер с немецкой фамилией, начинайте с "317 взвода".

Фотографии с сайта: https://www.imdb.com