Спорт
Александра Пацкевич, член сборной России по синхронному плаванию, 2-кратная олимпийская чемпионка, 13-кратная чемпионка мира
Допинг
Спортивная гимнастика – это тот вид спорта, где очень важна концентрация. Когда ты стоишь на 10-сантиметровом бревне, буквально меньше сантиметра вправо-влево, и ты упал, это минус медаль, как минимум. И сейчас очень много препаратов, на которых сидят те же самые американки, которые крутят по четыре сальто двойных, тройных, каких угодно. Те препараты, которые позволяют мозгу принимать жёсткую концентрацию. То есть человек не отвлекается ни на что, ни на зрителей, ни на свой стресс, который организм испытывает во время Олимпийских игр, ни на свои нервы, потому что гимнаст должен быть просто максимально сконцентрирован на элементе.
Я думаю, что в Китае есть допинг, который ещё не научились находить. Он находится на генном уровне, потому что 16-летняя китаянка не может плыть быстрее, чем двадцатилетней американец. Женщина не может плыть быстрее мужчины, только если он не полный лох, а она не олимпийская чемпионка. Если они находятся на одном уровне развития, женщина не может плыть быстрее мужчины. Второй момент – не докапываются, закрывают глаза. И третий момент – умеют вовремя выводить препараты из организма.
Художественная гимнастика, синхронное плавание на 100% могут обходиться без допинга. Нет ни одного вида допинга, чтобы выше задрать ногу, поднять или растянуть шпагат, как в художественной гимнастике. И нет ни одного допинга, который мог бы помочь синхронистке.
Когда страна претендует на медаль, точнее, они заявляют, что они претендуют на золотую медаль, то я считаю, что эти страны должны привозить эксклюзив, должны придумывать своё, показывать свой класс, придумывать какие-то изюминки, то, что зацепит зрителя. Страна говорит, что хочет завоевать золото, и привозит полноценные двухминутные куски композиции прямо полностью стыренные, обработанные нашей Татьяной Николаевной, абсолютно идентичные, просто чуть ли не скаченные в интернете, и вставляет это в свои композиции. Мы к этому привыкли. Когда люди так делают, они не отдают себе отчёт, что это заведомый проигрыш. Судьи тоже не дураки.
Под нейтральным флагом
Люди, которые могут позволить себе назвать спортсменов предателями, если они едут под нейтральным флагом, для меня вообще не люди. Потому что для спортсмена Олимпийские игры – это верх мечтаний, это вся жизнь, к олимпийской медали или возможности поехать люди идут не годами, а с рождения до этого возраста, который они сейчас имеют. И лишать возможности людей, которые имеют полное право там быть, которые положили на это все силы, всю свою жизнь, отказались от детства, от различных благ, которыми пользуется обычный человек, отказались от семьи, родных, терпели травмы, может быть, какие-то проблемы финансовые, называть их при этом предателями – это не гуманно.
Все спортсмены от пяток до кончиков волос патриоты. И для нас, когда звучит гимн, и мы можем видеть свой флаг – это высшая награда, просто полный экстаз. И когда какие-то люди, которые вообще даже не имели отношения непосредственно к тебе, лишают тебя возможности поехать, это несправедливо.
Мне очень жаль, что в нашей стране до сих пор нет системы защиты прав спортсменов, она отсутствует полностью. За всю историю олимпийского движения было много случаев, когда оспаривали, подавали апелляции. И по пальцам можно пересчитать, когда наши представители подавали апелляции, когда наши спортивные чиновники пытались отсудить спортсмена, защитить его права, пересмотреть и т.д. И, тем более, я не помню ни одного положительного результата. Это говорит о том, что прекрасно знали, на кого идти. В нашей стране это может быть допустимым, потому что нет людей, кто мог бы защитить спортсмена.
Что значит для спортсмена остаться без Олимпиады
В этот момент мы ежедневно продолжали умирать на тренировках. Мы всё равно сидели на базе, мы были лишены всего, и всё равно мы продолжали работать. И в тот день, когда принималось решение, мы были на тренировке. Несмотря на то, что у нас очень дружный коллектив, мы постоянно смеёмся, в этот день никто не разговаривал, мы просто молча работали, готовились на прогон. А что такое прогон композиции? Для синхронистки это маленькая смерть. То есть иногда спортсменки плачут перед этим, потому что они просто не могут себя заставить пойти опять на эти мучения. Мы можем потерять сознание после прогона, всё что угодно может случиться. И мы готовимся к этой нашей смерти, не зная, едем мы на Олимпиаду или нет.
В тот момент меня спасала только мысль о том, что я потратила четыре года своей жизни на это, только потому, что я уже была олимпийской чемпионкой. А рядом со мной плавали четыре спортсменки, которые к этому шли всю жизнь и могли лишиться этой возможности. Я не знаю, как они справлялись в тот момент с этой ситуацией, потому что меня трясло, а каково им было осознавать, что это может быть крах их карьеры, и всё, что они нажили непосильным трудом, ушло бы коту под хвост.
На следующий день у нас было показательное выступление. То есть мы решили, не зная результатов, едем или не едем, что собираем всех, кто хочет на нас посмотреть, и выступаем, как в последний раз. Мы выступили, все были в восторге, и после того, как мы вышли, узнали, что едем. Просто не передать, что мы испытали, мы все рыдали, как будто уже выиграли что-то. А мы правда выиграли – мы выиграли шанс, мы выиграли вот эту возможность ухватиться за нашу мечту, которая живёт в жизни спортсмена с маленьких лет. Это как девочки, которые мечтают выйти замуж в красивом платье. Это как мальчики, которые хотят полететь в космос, и летят в этот космос.
Если бы были объективные доказательства, если бы были отстранены те спортсмены, у кого были какие-либо проблемы с допингом, но когда не пускают всех массово просто под одну гребёнку, потому что мы одной нации, выступаем под российским флагом, это перебор. Ведь олимпийское движение было основано на том, на мир во всём мире, во время Олимпиады останавливались войны, это была миссия объединить все страны, чтобы не было никаких противоречий. И тут вот такое.
Я всегда была сторонником борьбы за справедливость. Я не знаю, что было бы со мной, если бы это случилось. Мне кажется, у меня бы сорвало башку, я бы пошла по всем нашим высшим инстанциям, потому что я не понимаю, почему из-за какого-то человека, который не смог меня защитить или который не смог что-либо доказать, хотя никаких доказательств не было, я должна лишиться своей жизни.
Я уверена, что большинство медалей были взяты именно на этой нашей злости, потому что нас хорошенько разозлили, и мы приехали туда, как одна большая страна, мы приехали просто на войну. Мы были настроены, мы были сплочённые, такого единения народа я не видела никогда в своей жизни, потому что мы были готовы рвать и метать. Нам было, на самом деле, всё равно. Мы просто смеялись, разводили руками на все эти флаги, на всё это неуважительное отношение к нам, к спортсменам. И, честно говоря, в нашем виде спорта к нам хорошо относились, нас сразу же приняли несмотря на то, что мы лидеры, не было никаких провокаций, вообще ничего, всё было супер. Были случаи, когда не шли жать руки на пьедестал, освистывали спортсменов, освистывали гимн. Но когда ты стоишь на первом месте, когда звучит твой гимн, тебе глубоко плевать, кто там что свистит.
Ольга Максимова, автор программы #Шоумастгоуон на Радио Медиаметрикс
Полный текст интервью на mediametrics.ru