Появление такого фильма — национальная трагедия и подрыв отечественных традиций.
Что может быть лучше хорошей новогодней комедии, которую можно посмотреть всей семьей за праздничным столом? Именно так, наверное, подумал российский режиссёр Алексей Красовский и снял… «светлую новогоднюю» комедию о жителях блокадного Ленинграда.
По сценарию фильма, действие разворачивается в новогоднюю ночь в загородном доме семьи Воскресенских. Они живут «на особом положении», готовятся встречать праздник за сытым столом, пока за стенами дома блокадники умирают мучительной голодной смертью, — и вдруг появляются незваные гости, а с ними и неприятности.
Алексей Красовский
«Это история про людей, которые даже в самые неприятные, трудные, тяжёлые для страны времена умудрялись жить лучше всех. Такое, к сожалению, было, такое всё ещё есть и очень хочется, чтобы такого больше в нашей истории не было», — заверил режиссёр Красовский.
Найти деньги на фильм с сомнительным сюжетом и легкомысленным названием «Праздник» обычным способом не удалось, большие студии отказались от него, смутившись соседством трагичной темы и жанра комедии, пришлось с протянутой рукой идти в народ.
Красовский разместил проект на интернет-площадке, где желающие добровольно помочь режиссёру собрали 127 тысяч рублей, ленту сняли и вскоре обещают показать зрителям.
Национальная трагедия
В принципе, снять комедию можно обо всём, но смеяться над темой блокадного Ленинграда — это уже национальная трагедия и крайняя степень аморальности авторов картины, считает крымский политолог Сергей Киселёв.
«Так уж получилось, что я буквально пару месяцев назад прочитал «Блокадную книгу» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Она написана в жанре устной истории. Это страшный документ, он страшен своей обыденностью, картиной ежедневно происходящей трагедии и подвига наших людей, которые шли сознательно на смерть. Блокадники своим героическим подвигом, отсутствием антисоветских выступлений и вооруженной борьбы против власти, чего от них ожидали немцы, показали себя бойцами и погибли, противостоя голоду, как солдаты на позициях гибли, противостоя фашистам», — рассказал Киселёв.
В новейшей истории России вряд ли найдутся примеры, сопоставимые с подвигом ленинградцев, — и попытка Красовского «облегчить» эту историю является преступной, убеждён эксперт.
«Любой, кто сегодня пытается каким-либо образом «облегчить» эту историю, поменять акценты в ней, перевести с истории народного подвига и трагедии в какой-то «водевиль», становится на сторону нацистов. Не потому, что у нас должна быть цензура и какие-то ограничения, но есть предел морального растления общества, и в лице таких деятелей искусства — это уничтожение нашей национальной гордости, духа и истории.
На мой взгляд, эти люди за саму идею должны быть отлучены от возможности работать в профессии там, где это касается идеологических аспектов. Я уже не говорю о том, что с нашей историей слишком просто могут обращаться такие творцы. Пусть они попытаются снять кино по истории других народов — и тогда мы посмотрим на реакцию тех, кто с вожделением ждёт появления этого «шедевра», — отметил Сергей Киселёв.
Хлопок одной ладонью
Подобные художественные приёмы — показать страшное и трагичное комичным — напоминают хлопок ладонью в буддийской традиции, его цель шокировать зрителя и заставить посмотреть на историю под другим углом, считает директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин.
«Такого рода художественные приемы присутствуют в культуре и искусстве XX века. Например, французское издание «Шарли Эбдо» постоянно пользуется таким способом художественного выражения. Кроме этого, мне приходилось видеть, как в одном из музеев истории холокоста польские кураторы сделали инсценировку анекдотов о холокосте. Это производит шоковое воздействие на зрителя. Но, боюсь, что этот художественный приём не очень свойственен нашей культуре, он вызовет массу критических высказываний и атак, на что, собственно, он не рассчитан», — полагает Мальгин.
Нужно понимать, добавил историк, что люди, которые пользуются таким художественным приёмом, изначально ставят себя за границы общепринятой морали.
«Лично меня это коробит, вызывает состояние, близкое к эстетической оторопи. Но нужно сказать, что именно в этом и заключается цель художников, которые пользуются такими приёмами. Я не хочу выносить здесь каких-то моральных суждений, потому что это всё равно находится внутри логики этого творческого процесса», — добавил Андрей Мальгин.
Целенаправленное вредительство
Фильм Красовского — это не особый взгляд художника, а происки либеральщины, истоки которой были заложены ещё в довоенное время агентурой Абвера, полагает генеральный продюсер кинокомпании «Грифон фильм» и продюсерского центра «Крымский мост» Александр Беланов. Он родился и вырос в городе-герое Керчи, а в списке его работ — документальный фильм «После премьеры — расстрел. История одного предательства» о подпольной группе театральных работников «Сокол», которые в Симферополе оказывали сопротивление немецко-фашистским оккупантам.
«Как любой человек, который родился в Советском Союзе и для которого есть ещё святые вещи как память, наша общая Победа над фашизмом, понимание бесконечных жертв и трагических событий нашей страны, я, конечно, это всё воспринимаю не просто как хайп, а как целенаправленное вредительство либерального крыла против поднявшейся с колен России», — подчеркнул он.
Да и сам способ сбора денег на съемку через интернет-площадку — после того, как фильм не был принят ни Минкультуры РФ, ни Фондом кино — вызывает сомнения и вопросы, отметил Беланов.
«Такая платформа в России работает как раз не для того, чтобы получить какое-то финансирование, а именно для политического хайпа, чтобы показать стране: «Смотрите, вы мне денег не даёте, а простые люди, обычные смертные, которые не могут даже иногда найти билет в кинотеатр, прислали мне эти деньги». Это все знают и все киношники этим сейчас пользуются. На самом деле, это тоже такая подленькая позиция, потому что все прекрасно понимают, что всегда найдётся 10% творческих людей, которые будут ненавидеть любую власть, хоть 10 тысяч раз поменяется строй в стране. Вот они и вкладывают свои копейки в подобные фильмы.
Реагировать на то, что кто-то с их помощью собрал 200 тысяч на фильм, — смешно, а для людей незнающих это уже карта в борьбе с министерством культуры и возможность заявить, что, дескать, они их не слышат, а вот на самом деле, чего хочет народ», — пояснил киноэксперт.
Для понимания механизмов, активно используемых сегодня либеральщиной, надо вспомнить, что ещё до начала Великой Отечественной войны в наших городах России, и особенно в Ленинграде, велась подрывная и дезинформационная деятельность агентурной сетью Абвера.
«Сегодня мы, не зная этих моментов, снова наступаем на те же грабли. Нам кажется, что это какой-то идиот-режиссёр, наверное, либеральных взглядов. Но я думаю, что это всё непросто. Любой подобный фильм с небольшим финансированием — это минимум 35-40 миллионов рублей, их на улице не найдёшь, а богатых Буратино в кинобизнесе сегодня тоже нет», — уточнил Александров Беланов.
Всё это делается с одним умыслом, убеждён продюсер, — подрубить наши устои, уничтожить память и внушить всем, что истории как таковой не существует, а написали её советские идеологи.
«На этой почве, конечно, легче всего протестные настроения поднимать и устраивать бучу с конечным дерибаном нынешней России», — отметил Беланов.
Полина Ласькова
Скриншот видео Алексея Красовского в Youtube