Вот и следующие задачи, на мой взгляд они даже проще, чем были в 7 классе.
1) Определите информационный объем документа в килобайтах, если известно, что в нем 32 страницы. На каждой странице по 64 строки и каждая строка содержит 56 символ, при этом 1 символ кодируется восьмибитовым способом. Ответ записать в виде целого числа?
Решение: Умножим количество страниц на количество строк и символов.
32 • 64 • 56 = 114688 символов.
Из условия известно, что один символ кодируется 8 битами. Т.к. нам надо найти ответ в КБ, мы можем заменить 8 бит на 1 байт.
Следовательно, информационный объем документа будет равен 114688 байт.
Чтобы перевести в КБ мы полученное число разделим на 1024. 114688/1024=112КБ
Ответ: 112
2) Ученики 8 класса Андрей, Егор, Ксюша и Игорь занимались факультативными занятиями по информатике, биологии, английскому языку и математике. Известно, что каждый ученик занимался только одним факультативом, и никакой факультатив не посещали два ученика. Ксюша и Игорь никогда не посещали факультатив информатики. Андрей вместе с учеником, посещавшим факультатив математики, ходили в гости к любителю английского языка. Ксюша никогда не посещала факультативных занятий по английскому языку, а Андрей на последнем факультативе изучал строение кольчатого червя. Кто из ребят занимался английским языком?
Решение: Составим таблицу
- Ксюша и Игорь никогда не посещали факультатив информатики. В столбце Информатика напротив Ксюши и Игоря ставим «-»
- Андрей вместе с учеником, посещавшим факультатив математики, ходили в гости к любителю английского языка. Следовательно, Андрей не посещал факультативные занятия по математике и английскому языку, ставим «-» по этим предметам
- Ксюша никогда не посещала факультативных занятий по английскому языку.
- Андрей на последнем факультативе изучал строение кольчатого червя. Значит он посещает занятия по биологии. Ставим Андрею «+» по биологии, всем остальным ставим в столбце «-».
Т.к. мы нашли факультатив Андрея, в пустых ячейках его строки мы можем проставить «-».
Мы видим, что в столбце информатика осталась пустая ячейка напротив Егора, в остальных стоят минусы. Значит он ходит на информатику. Аналогично проставляем Егору минусы по другим предметам.
Дальше действуем по прежней схеме. В итоге у нас получается заполненная таблица.
Ответ: Игорь
3) «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ
Решение: Для простоты выполнения задания запишем русский алфавит
Н→К
У→Р
Л→И
Т→П
Х→Т
С→О
Е→Г
У→Р
Г→А
Ч→Ф
Л→И
В→Я
Ответ: Криптография
Следующий этап олимпиада за 9 класс.