Найти тему
Истории художников

Как реставраторы переносят картины с дерева на холст

Возможно, вы видели в описании картин пометку «перенесена с дерева на холст». Эта фраза означает, что художник написал шедевр на дереве, а потом реставратор спустя много веков снял красочный слой с дерева и «наклеил» его на холст.

Как и зачем реставраторы это делают?

Если объяснять очень просто, то на лицевую часть картины наклеивают ткань. К этой ткани должен будет прилипнуть весь красочный слой. Потом картину переворачивают и удаляют с краски всё лишнее.

Реставратор Третьяковской галереи Игорь Скляренко удаляет отрухлевшее дерево с иконы "Николы поясного", 1984
Реставратор Третьяковской галереи Игорь Скляренко удаляет отрухлевшее дерево с иконы "Николы поясного", 1984
Известный реставратор Эрмитажа Иван Васильев удаляет авторскую деревянную основу с картины, рубеж 19 и 20 веков
Известный реставратор Эрмитажа Иван Васильев удаляет авторскую деревянную основу с картины, рубеж 19 и 20 веков

После того, как с картины сточили и соскребли деревянную основу, ее наклеивают на кисею или марлю, а потом наклеивают на холст. В Европе эта технология получила широкое распространение в 18-19 веках, когда появились музеи. В России впервые процесс перевода картины с дерева показали в 1768 году в Императорской Академии художеств. Именно тогда реставратор Эрмитажа Лукас Конрад Пфандцельт перенес на медь с дерева шедевр «Христос и блудница». В то время автором работы считали Дюрера, сейчас искусствоведы приписывают ее Лукасу Кранаху Младшему.

Лукас Кранах Младший «Христос и блудница», 16 век, хранится в Эрмитаже
Лукас Кранах Младший «Христос и блудница», 16 век, хранится в Эрмитаже

Зачем нужна такая процедура? Чтобы сохранить картину, т.к. дерево разрушается - превращается в труху, изгибается, трескается, покрывается плесенью, съедается жучками.

Треснувшая лаковая роспись Империи Северная Вэй, 4-6 век
Треснувшая лаковая роспись Империи Северная Вэй, 4-6 век

Сегодня нам кажется естественным, что картины пишутся на холсте, но даже, когда Боттичелли написал «Рождение Венеры», картина воспринималась как недорогая, т.к. была написана на более дешёвом холсте, а не на дорогом дереве. До появления музеев картины носили исключительно утилитарную функцию — украшать церковь, спальню, кабинет. Когда картины стали стали размещать в музеях, появилась необходимость их сохранять. Это сегодня Мона Лиза находится в стеклянном пуленепробиваемом кубе, в котором поддерживается определенная температура и влажность. В 18 и 19 веке ни о каком климат-контроле не думали. А в Эрмитаже из-за того, что существенную часть года из-за отопления был сухой воздух, переносили на холст практически 100% деревянных шедевров. О масштабах можно судить по факту — реставратор Сидоров в 19 веке перевел около 400 картин для Эрмитажа, а потом его дело продолжили три брата, дети и племянники.

Иногда в процессе переноса удавалось сделать большие художественные открытия. Так выяснилось, что на картине Рафаэля «Мадонна Конестабиле» младенец изначально держал в руке не книгу, а гранат. Если бы не перенос, это выяснилось бы гораздо позже уже с помощью рентгеновских и УФ-технологий.

Рафаэль Санти написал «Мадонну Конестабиле» в возрасте 20 лет в1502–1504 году. Сейчас шедевр хранится в Эрмитаже
Рафаэль Санти написал «Мадонну Конестабиле» в возрасте 20 лет в1502–1504 году. Сейчас шедевр хранится в Эрмитаже

Часто картины портятся во время перевода или после. Во время может быть утерян какой-нибудь фрагмент, а после переноса в реакцию с красками могут вступать масла и другие элементы, поэтому сейчас реставраторы практически не переносят картины с дерева на холст. Так, на первой иллюстрации к этой статье запечатлен реставратор Игорь Скляренко. На фото он отделяет красочный слой иконы от разрушившегося дерева. Но нанесли икону не на холст, а на дерево, причем на сосновую доску 19 века. Кстати, в процессе этого перевода удалось совершить научное открытие. Ещё при первых попытках спасти разрушающуюся икону в начале 70-х годов реставраторы обнаружили под слоем 19 века шедевр 16 столетия.

-6

То есть технология переноса картин с дерева на холст служила музеям несколько веков. Но сейчас реставраторы избегают ее. Предпочитают создавать идеальные условия для хранения. И если уж требуется перенос, то используют аналогичный материал.