Возможно, вы видели в описании картин пометку «перенесена с дерева на холст». Эта фраза означает, что художник написал шедевр на дереве, а потом реставратор спустя много веков снял красочный слой с дерева и «наклеил» его на холст.
Как и зачем реставраторы это делают?
Если объяснять очень просто, то на лицевую часть картины наклеивают ткань. К этой ткани должен будет прилипнуть весь красочный слой. Потом картину переворачивают и удаляют с краски всё лишнее.
После того, как с картины сточили и соскребли деревянную основу, ее наклеивают на кисею или марлю, а потом наклеивают на холст. В Европе эта технология получила широкое распространение в 18-19 веках, когда появились музеи. В России впервые процесс перевода картины с дерева показали в 1768 году в Императорской Академии художеств. Именно тогда реставратор Эрмитажа Лукас Конрад Пфандцельт перенес на медь с дерева шедевр «Христос и блудница». В то время автором работы считали Дюрера, сейчас искусствоведы приписывают ее Лукасу Кранаху Младшему.
Зачем нужна такая процедура? Чтобы сохранить картину, т.к. дерево разрушается - превращается в труху, изгибается, трескается, покрывается плесенью, съедается жучками.
Сегодня нам кажется естественным, что картины пишутся на холсте, но даже, когда Боттичелли написал «Рождение Венеры», картина воспринималась как недорогая, т.к. была написана на более дешёвом холсте, а не на дорогом дереве. До появления музеев картины носили исключительно утилитарную функцию — украшать церковь, спальню, кабинет. Когда картины стали стали размещать в музеях, появилась необходимость их сохранять. Это сегодня Мона Лиза находится в стеклянном пуленепробиваемом кубе, в котором поддерживается определенная температура и влажность. В 18 и 19 веке ни о каком климат-контроле не думали. А в Эрмитаже из-за того, что существенную часть года из-за отопления был сухой воздух, переносили на холст практически 100% деревянных шедевров. О масштабах можно судить по факту — реставратор Сидоров в 19 веке перевел около 400 картин для Эрмитажа, а потом его дело продолжили три брата, дети и племянники.
Иногда в процессе переноса удавалось сделать большие художественные открытия. Так выяснилось, что на картине Рафаэля «Мадонна Конестабиле» младенец изначально держал в руке не книгу, а гранат. Если бы не перенос, это выяснилось бы гораздо позже уже с помощью рентгеновских и УФ-технологий.
Часто картины портятся во время перевода или после. Во время может быть утерян какой-нибудь фрагмент, а после переноса в реакцию с красками могут вступать масла и другие элементы, поэтому сейчас реставраторы практически не переносят картины с дерева на холст. Так, на первой иллюстрации к этой статье запечатлен реставратор Игорь Скляренко. На фото он отделяет красочный слой иконы от разрушившегося дерева. Но нанесли икону не на холст, а на дерево, причем на сосновую доску 19 века. Кстати, в процессе этого перевода удалось совершить научное открытие. Ещё при первых попытках спасти разрушающуюся икону в начале 70-х годов реставраторы обнаружили под слоем 19 века шедевр 16 столетия.
То есть технология переноса картин с дерева на холст служила музеям несколько веков. Но сейчас реставраторы избегают ее. Предпочитают создавать идеальные условия для хранения. И если уж требуется перенос, то используют аналогичный материал.