«Как учеба, Лена?» и вытекающие отсюда «Сложно учиться на венгерском?», «Записываешь ли ты лекции на диктофон?», и, конечно «Какого это – заново учиться после 30?»
Учиться сложно, но осилить возможно. Особенно, когда замечаешь, как в геометрической прогрессии растет твой уровень понимания языка. Вначале было очень сложно, я чувствовала себя самым тупым человеком на планете, понимала из сказанного 30%, сейчас уже на 80%, а прошел всего один месяц.
Первые дни был real огромный стресс – абсолютно новая среда, куча незнакомых людей, которые говорят на непонятном языке, причем, мне даже стало казаться, что я весь год учила какой-то другой венгерский. Сплошной сленг, новые слова, да еще так быстро... И если понять лектора еще возможно (отрывочно), то однокурсников вообще нет. Если что-то непонятно – спросить стремно. Потому что не понимаю ответ, еще хуже, если они не понимают, что я спрашиваю, потому что акцент.
Я сразу забила на все свои комплексы и уточняла те моменты, где тупила. Я перестала бояться делать ошибки довольно быстро, потому что поняла, что если не спрошу – будет еще хуже и непонятно.
Однокурсники сами подходили ко мне и многие выразили свою готовность помочь. Вопросы стандартные – откуда я, сколько учу венгерский, комплимент про мое владение языком (причем, неважно, сколько ошибок я наделала в одном предложении. Один парень добавил в друзья на фб и сказал, что могу ему писать с вопросами, если что (ведь писать проще).
Из иностранцев только я и один парень из Вьетнама.
Кто-то сказал, что учит русский, спрашивали про ь и ъ знаки. Пыталась на венгерском объяснить про звук Ы.
У меня появилась венгерская подруга – Лаура, помимо отзывчивости и доброты, она еще и прекрасно говорит на английском. Я пока говорю очень мало, поэтому со мной классно, я могу долго слушать, а венгры весьма и весьма изобретательны в болтовне ни о чем.
Венгерские первокурсники обычно старше наших (и на вид тоже) – они учатся 12 лет, кто-то после колледжа или специальной школы с уклоном. Из 40 человек 30 наверное родом не из Будапешта – кто-то живет в общаге, кто-то каждое утро ездит в электричке по 2 часа из пригорода (говорят, что встают в 5-30 утра, бедняги).
Это был пассаж про внутреннюю среду. Теперь про преподавателей:
Все молодые (от 27 до 40 лет), мне почти все нравятся. Границы тут учитель-ученик свободнее, более неформальные, это я еще в прошлом году заметила, когда учила венгерский в ELTE.
Преподаватель черчения Атилла (!!!), он же замдекана (харизматичный и клевый мужик) немного знает русский и иногда говорит мне что-нибудь по-русски, вроде «Все понятно?» и ржет, потому что никому ни черта не понятно, конечно, это же начерталка.)
Лекции я иногда записываю на диктофон, но пока ни разу не прослушала ни одну. Если не понимаю что-то, то ищу материалы на русском, занимаюсь по ним, а потом учу слова на венгерском. Времени уходит больше в два раза, это обидно, но я страшно собой горжусь, что все это прохожу и с каждым днём становится легче.
***
Я уже завалила свой первый тест (тоже, можно сказать, прошла крещение!) по этим самым строительным материалам (будущий сопромат), но есть и те (из венгров), кто даже хуже написал. Я написала плохо, но не из-за венгерского, а потому что тупо сложный предмет.
Зато теперь я знаю свои ошибки, моя главная заключалась в том, что я учила не то, что было нужно. Препод очень крутой, но вопросы он ставит таким образом, что просто заученной информации не хватает, нужно действительно разбираться в том, о чем говоришь, а мне пока это сложно, что на русском, что на венгерском.
***
Про расписание и прочее:
Сейчас мы учимся 4 дня в неделю – с понедельника по четверг (бакалавриат). В Венгрии обычно стараются пятницу студентам освобождать, так как большая нагрузка, а в некоторых университетах вообще никогда нет занятий по пятницам.
Занятия с 9 до 16, но когда сдача проекта или другая жесть, сидим до ночи. Архитектурный курс не бегает по аудиториям как остальные – у нас все занятия в одном классе, потому что невозможно таскаться туда-обратно с макетами, рисунками и чертежами. Весь хлам там храниться, столы сдвинуты так, чтобы работали по группам (около 12 человек в каждой опять же). Стараются по группам делить на всех предметах, чтобы всем уделить индивидуальное внимание, руководителя ты выбираешь сам в общей университетской системе.
Про эту систему, кстати, часто можно в туалете услышать, что «Опять этот kurva–neptun! чудит».
Neptun – это общая система университета, где все дела фиксируются – расписание, экзамены, важные сообщения, стипендии, документы. У каждого университета Венгрии есть Neptun, то есть это общая для всех история. Через годы студенты идут с 5-ти значным кодом, как штрихкодом, на который как в личное резюме записываются отметки по предметам и прочее.
Еще у нас еще есть e-learning, туда загружают презентации лекций, чертежи, задания, дополнительные учебные материалы и прочее.
***
Чтобы подвести небольшой итог, скажу что прошёл всего месяц и он был супер-крут! Мне очень интересно и нравится учиться, еще интереснее этот опыт переживать будучи уже взрослой, потому что сейчас всё по-другому – сейчас я действительно хочу учится! Вдохновение! Амбиции! Новые впечатления! Сообщения от однокурсников «Kitartást!» в два часа ночи, когда вы все сидите и корпите над макетами. Мечты сбываются – я стану архитектором!
___________________________________________________________________Ставьте лайк и подписывайтесь на меня в соцсетях:
Мой блог о жизни в Братиславе и Будапеште: https://t.me/insidermap
Инстаграм: https://www.instagram.com/len.archist/
Youtube: https://www.youtube.com/@lenarchist
Коротко обо мне: Лена. Живу на 2 города / Bratislava📍Budapest
Будущий архитектор. Человек-эмигрант, умудрённый опытом и измученный нарзаном.