Количество звезд во Вселенной настолько велико, что просто не умещается в людском воображении. Посудите сами, только в нашей галактике 100 миллиардов звезд, а галактик лишь в видимой части космоса – 125 миллиардов. Поэтому, даже если вероятность возникновения жизни очень и очень низка – то в столь огромном космосе все равно должно появиться немало цивилизаций.
«Но где же тогда они все?» - такой вопрос в 1950 году задал американский физик Энрико Ферми. Ферми составил уравнение, помогающее подсчитать количество разумных рас, которые могут появиться. И даже при самых жестоких условиях получалось, что инопланетяне будут не такой уж редкостью. Но почему же тогда на Землю не прилетают летающие тарелки, никто не выходит с нами на связь и не отвечает на наши сигналы?
Этому вопросу, получившему название «парадокс Ферми», пытались дать объяснение многие ученые и фантасты – недавно западные журналисты подсчитали, что известно более 50 хорошо обоснованных ответов на вопрос «где все?». Кто-то, например, считает, что существует «великий фильтр»: достигнув определенного уровня развития, почти любая цивилизация погибает – например, из-за войны или экологической катастрофы. Тут самый интересный вопрос – прошли ли мы сами великий фильтр или еще нет?
Есть те, кто считает, что человечество на самом деле уникально во Вселенной – ведь при формировании Земли совпали несколько редких событий, которые и сделали ее пригодной для жизни. Есть версия, что пришельцы просто не подают вида, так как опасаются, что за первым контактом последует война. Или они живут совсем рядом, а заметить их не получается просто потому, что разница между нами и цивилизацией, ушедшей вперед на 1000 лет, такая же большая, как между муравьями и, например, средневековыми людьми.
А недавно была озвучена версия, что мы… просто ищем пришельцев в стакане воды. Звучит смешно, но давайте объясним подробно. Это мнение высказала Джил Тартер, один из исследователей, стоявших у истоков SETI – организации, которая изучает данные с радиотелескопов и ищет на них нестандартные сигналы, возможно указывающие на внеземную жизнь.
Джил сравнила этот процесс с поиском жизни в океане. Все мы знаем, что океан полон живых существ. Но если бы мы отправились в путешествие на яхте и в случайном месте зачерпнули стакан воды со случайной глубины – то каков был бы шанс найти в нем жизнь?
Стакан – это как раз тот «объем» вселенной, который пока удалось обработать специалистам, занимающимся поисками внеземной жизни. Наши возможности очень ограничены – причем как технические, так и вычислительные. Телескопы детально осмотрели лишь крошечный процент видимой Вселенной, при этом важно понимать, что работающих на них астрономов интересуют не столько инопланетяне, сколько происходящие в космосе процессы. Обработать собранную информацию на предмет следов пришельцев тоже не так уж просто: например, SETI до сих пор требуется дополнительная компьютерная мощность, чтобы детально разобрать записи космических сигналов.
Наконец, не факт, что мы ищем правильно. SETI и прочие подобные организации в первую очередь ищут следы высокой активности радиоволн – но ведь еще 200 лет назад мы ничего подобного об этих волнах не знали. Как и сейчас не знаем ничего о том, какие инструменты связи мы станем использовать через 200-300-400 лет.
Так что если кто-то говорит вам о том, что пришельцев не существует, то просто напомните ему, что, возможно, мы пока еще слишком «слепы», чтобы их обнаружить.
Понравилась статья? Пожалуйста, поддержите нас поднятым вверх пальцем!