Найти тему
История и истории

Косой строй - революция в военной тактике

Оглавление

Сражение древнегреческих фаланг, вероятно, напоминало карусель. Каждый полководец старался усилить один фланг боевого построения - правый. Здесь стояло больше лохов, тактических единиц фаланги, и построение гоплитов, тяжеловооруженных воинов с копьями и круглыми щитами, было глубже, чем в других местах. И на поле боя сильный правый фланг фаланги шел в атаку против слабого левого. Опрокидывал его, двигался дальше, пытаясь окружить неприятельское войско, а противник, как правило, делал то же самое только с противоположной стороны. В итоге получалась своеобразная карусель, вращавшаяся против часовой стрелки.

Революция Эпаминонда

Говорят, что в футбол играют разные команды, а побеждают немцы. Про битву фаланг можно перифразировать. Фаланги использовали в бою практически все полисы Древней Греции, а побеждали всегда спартанцы. Ну, или почти всегда. Подготовка у спартиатов была, как правило, выше, чем у гоплитов из других городов, потому что спартиаты всю свою жизнь только ели, спали и тренировались воевать плотным сомкнутым строем, то есть фалангой. И настоящий триумф спартанской школы боевых искусств наступил в конце V века до нашей эры во время Пелопонесской войны, в которой Спарта одолела своих извечных соперников из Афин.

Битва при Левктрах. Современный рисунок.
Битва при Левктрах. Современный рисунок.

Гегемония Спарты в Греции длилась чуть более четверти века. Потому что потом нашелся человек, который придумал, как одолеть непобедимых потомков царя Леонида. Он же остановил эту карусель, которую являла собой битва фаланг. Человека звали Эпаминонд, он был стратегом, точнее, беотархом (так называлась главная руководящая должность) города Фивы. Именно с его именем связывают первую крупную военную реформу в Древней Греции.

Во-первых, Эпаминонд увеличил глубину фаланги. Если спартанцы и все остальные выстраивались в 12 шеренг, то фиванское войско - в 25 и даже 50. То есть кулак, которым Эпаминонд бил неприятеля, стал куда более мощным. Во-вторых, фиванские гоплиты, по предположению военного историка Питера Коннолли, вооружились более длинными копьями, которые держали двумя руками. В-третьих, и это главное, Эпаминонд, размышляя, как ему одолеть спартанцев, решил поменять ударные фланги - сместить акцент с правого на левый. В 371 году до нашей эры в битве при Левктрах на сильный правый фланг спартанцев устремился еще более сильный левый фланг фиванцев - с гораздо более глубоким построением, усиленный отборным Священным отрядом и конницей. Фиванцы прошли сквозь спартанскую фалангу, как нож сквозь масло, полностью разгромили ударный фланг неприятеля, а остальная часть войска попросту рассыпалась. Этот тактический прием, принесший фиванцам впоследствии еще одну крупную победу - в 368 году при Мантинее (к сожалению для них, в этой битве погиб Эпаминонд) - позднее назвали косым строем.

После фиванских успехов косой строй на некоторое время вошел в обиход. Его стали применять другие греческие полисы, а позже преемники Александра Македонского - диадохи.

Прусское возрождение

Возрождение косого строя случилось много веков позже. Боевое построение и манеру ведения боя, схожую с тем, что придумал и воплотил в жизнь Эпаминонд, в середине XVIII века применил король Пруссии Фридрих II.

В ту эпоху на полях сражений господствовала линейная тактика. Полки выстраивались в ровные линии, медленно перемещались по полю боя, боясь нарушить строй, маневрировали крайне неохотно. Любые более-менее выразительные неровности ландшафта представляли собой проблему. Исход сражения зачастую решался в длительной перестрелке, в которую вступали стоящие друг напротив друга батальоны.

Фридрих нарушил эту красивую геометрию. Вслед за Эпаминондом он решил особо усилить один из флангов, где к традиционным двум линиям добавилась еще одна. Этот фланг был ударным, он шел в атаку, причем не одновременно, а уступами: в 30 метрах за первой линией гренадер располагалась вторая, за ней третья. Атака шла решительно - после плотных залпов чаще всего следовала штыковая атака. Причем яростное наступление пехоты поддерживалось тяжелой конницей - кирасирами. Задачей косой атаки было разгромить неприятельский фланг и впоследствии окружить основные силы противника.

Вот как описывал новую тактику сам Фридрих (цитата по военному историку Хансу Дельбрюку):

«Одно крыло уклоняют от неприятеля и усиливают то, которое должно атаковать, на этом крыле направляют все свои усилия на одно крыло противника, которое охватывают с фланга; армия в 100 тысяч человек, взятая во фланг, может быть разбита 30 тысячами человек, ибо в этом случае дело решается весьма скоро».
Битва при Лейтене. Картина Карла Рёхлина.
Битва при Лейтене. Картина Карла Рёхлина.

Хрестоматийный пример использования косого строя - битва при Лейтене 5 декабря 1757 года, в которой 32-тысячная армия пруссаков разгромила 80-тысячную австрийскую армию. Фридриху удалось скрытно от неприятеля сформировать на своем правом фланге ударный кулак и с такой силой двинуть им по австрийцам, что последующие попытки спасти положение ни к чему не привели.

Надо сказать, что косая атака не всякий раз приносила плоды. Свой любимый прием Фридрих попытался использовать 12 августа 1759 года против русско-австрийской армии при Куннерсдорфе. Он по привычке создал преимущество на одном из флангов. Так же решительно двинул его в атаку. Рассеял без проблем русскую пехоту, захватил десятки артиллерийских орудий и даже отправил победную реляцию в Берлин. Однако разгрома не случилось. Русскому командующему Петру Салтыкову удалось на холме Шпицберг выстроить новый фронт обороны, да настолько прочный, что все атаки пруссаков - и косые, и прямые - захлебнулись под горячим душем русской картечи.

©Алексей Денисенков

Понравился текст? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал!