Художник Ёсиясу Тамура, давно не живет в Японии. Однако он — идеальный проводник в мир современного японского искусства, где магия, традиция и повседневность слились в уникальный коктейль.
Героини японца Ёсиясу — идеальные сущности. На первый взгляд, они прекрасны той утонченной японской красотой, которую мы знаем по старинным гравюрам. Вот образ лисы-искусительницы — «кицунэ», вот лики буддийских и индуистских святых, а здесь угадываются черты исторических персонажей, например знаменитой танцовщицы при императорском дворе Сидзука Годзэн. Но если приглядеться, понимаешь: во всех них есть что-то, что напоминает красавиц с итальянских полотен XIII–XIV веков.
Свои рисунки художник пишет акриловыми красками, а фон декорирует сусальным золотом — драгоценный металл Тамура накладывает с помощью клея из кожи кролика, которым пользовались еще в эпоху Возрождения.
Размышления о человеческом духе занимают важное место в творчестве художника. В 2016-м, в пятую годовщину трагедии на «Фукусиме» и тридцатилетие аварии на Чернобыльской АЭС, Тамура совместно с украинским фотографом Марфой Васильевой запустил проект «Такамагахара», названный в честь небесного мира японских богов синто. В ходе проекта художник наносил на тело модели рисунки в стиле японских комиксов, а фотограф фиксировал результат. В итоге зритель как бы видит глубинные эмоции человека, обычно скрытые за повседневной маской. Так дуэт пытается найти ответ на вопрос: где искать опору перед лицом ужасных трагедий, которыми наполнен мир? Ответ Тамура прост: рай рождается из наших надежд, в каждом человеке обитает божество, которое стремится к гармонии.
Текст: Елизавета Кизымишина
Специально для KiMONO №12