Обзор книги Александра Васильева 1858 года.
Многие восстанут против моих убеждений, но опровергнуть их нет возможности. Все, что представляю я, все основано на фактах, на сказаниях древних летописцев; я первый поблагодарю того, кто докажет мне мою ошибочность и основательнее меня, объяснит приход Варягов, но уверен в душе, что сделать этого нет возможности.
Мои соотечественники, примите этот добросовестный труд, - вам отдаю на суд его.
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВ.
Данная книга была напечатана в типографии Главного Штаба Его Императорского Величества по Военно-Учебным Заведениям в 1858 году.
В введении автор говорит о том что читая в Истории Государства Российского, о призвании Варягов и сличая с сказанием летописца Нестора, он был поражен ошибочностью выводов историографа.
Нестор был разобран учеными иностранцами, объяснявшими Славянскую летопись под влиянием немецкого фанатизма, небрежения ко всему Русскому.
Пренебрежение ко всему Русскому видно хотя бы потому как Шлецер объяснял происхождение русских слов ( в своей Русской грамматике) таких как;
Боярин производит от дурака или барана, (стр 58)
Дева от саксонского слова tiffe (сука) или немецкого dieb (вор), (стр 82)
Король от слова Kerl (мужик), (стр 83)
Князь ему кажется что от немецкого Knecht (холоп) (стр 89)
Бейер писавший Историю России, вовсе не знал Русского языка.
Несмотря на все это
Немецкая партия одержала верх, и немецкое объяснение Русской Истории, утвердилось столь твердо, что Карамзин, историк новейших времен, не решился спорить с авторитетом ученых иностранцев, признанных всей Европою, великими толкователями Русской Истории.
Далее Васильев сообщает что в его время много Россиян, занимается изысканиями историческими, и что исторические сочинения Азиатских народов (Персов, Китайцев и других) стали доступны для Европейцев.
В Воскресенской летописи сказано: "И пришедше Словене с Дуная и седоша у озера Ладожского, оттоль пришедше седоша около озера Ильмень, и нарекошася Русь, реки ради Руссы еже впадает в Ильмень..." Не та ли же эта история, что и со всею Европою пришли Славяне с Дуная, покорили туземцев, с той разницею, что найдя в Ладоге и Ильмене прежде их пришедших сродичей, говоривших тем же Славянским словом, вполне слились с ними, приняли название побежденных и составили с ними одно государство.
Вникните в сказания о Венедах - неоспоримо звавшихся также Руссами и давших свои прозвания: Русна -куришь-Гафу(Куршский залив); Русса - главному рукаву Немана и окрестностям: Russi, Russneiten, Varuss, Rossiten, Rossiene и произошедшим от них, названия по Russi - в смысле Русского слова за Русью, из которого выявилось наименование Пруссии.
Автор пишет о том что Историки времен Диоклетиана, III-го столетия по Р. Х., писали, что в Персидских междоусобицах принимали участие Рюсси (Russ)... Моисей Харентский, живший в V веке, знал, что Русский народ примыкает жилищами к Дунаю...
Эверс нашел сказания, что 100 лет до Рюрика, 2,000 русских судов предпринимали поход на Византию, помогая Болгарам...
В первой главе автор приводит выписки из древнейших сказаниях о России и объясняет их.
Неприязнь народная, всегда выражается прозванием суровым или насмешливым. Трепетавшие Греки и Римляне прозвали своих громителей Варварами, так же как древние Славяне прозвали все Западные народы - Немцами, а Северо-Восточных соседей Чудью, Чухнами и Маймистами.
Грекам и Римлянам было не до изысканий, кто обитает за их варварами. Они решили что за варварами нет более мира, -пока в VI веке не услыхали от готфскаго историка Иорнанда, о северных славянах. Он говорит
"Славяне начиная от города Новаго (следовательно и в VI столетии Новгород был известен) и Славяна Румунского (Славянск также не миф, доказательство что он существовал в VI веке) и от озера Муссийского (часть Ильменя (Ильмень – на финском языке значит отверзтое, незапертое) и теперь зовется Муйским) даже до Днепра и к северу до Вислы обитают."
Удивительно, как Карамзин упоминая об этом сказании Иорнанда, не приводит делаемой мной выписки...
Относительно Карамзина автор пишет
Великое дело Карамзина, останется навсегда благотворным для России, и я с благодарностью Русского, преклоняюсь перед ним. Он дал нам пример слога, легкого, чуждого педантизма избегающего галлицизмов, он посвятил свою жизнь на собрание и разобрание южных и западных сказаний о России; его сведения изумительны, хотя далеко не полны и с правдивостью изложу свои упреки ему:
Упреки ему приведу частично.
Он взял на одного себя труд неудобоисполнимый человеку, написать "Историю России".... Карамзин должен бы был обсудить безсилие человека и кратность его жизни... и с своею ученостью, с своею себя посвятительностью, благородной работе,- избрать себе сотрудников, Русских душею, трудолюбивых и несколько языкознателей..... Руководя ими, сосредотачивая все, он не впадал бы в промахи, неизбежные для одиноко-работающего человека; сообразил бы "что Славяне, занимая большую половину Европы, должны иметь три отдельные истории: южную, западную и северную.... Что о южных Славянах , вечно волновавшихся или подавляемых народными переливами Азиатцев в Европу - должно искать сведения у историков Греческих, Римских, Болгарских, даже Арабских и Китайских. О западных, порабощенных Римом, и о Венедах искать сведения на западе; а о Славянах севера, сохранивших самобытность, заботливо искать сведения в самой России, в нынешних губерниях: Петербургской, Олонепской, Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской, Смоленской, Лифляндской, Эстляндской, Финляндских и в государствах, принадлежащих к северу России.
Автор пишет что для летописи Нестора служили основой Греческие сочинения Арматолы и Хронографа Иоанна Антихийского Малалы, переведенные на Славянский Язык в начале X века Григорием Пресвитером Мнихом. Сама же летопись Нестора была основою другим списаниям и писаниям монахов Лаврентьевской, Троицкой, Ипатьевской и другим летописям, которые все отысканы в хранилищах монастырских.
Им, фанатикам веры, казалось ничтожным, не заслуживающим забот розыскания, все касавшееся идолопоклонников; им казалось грешным даже говорить о них.
Если бы эти суждения пришли на мыль благородному Карамзину, то он бы просмотрел бы сказания Саксона Грамматика, быть может, нашел бы в них объяснение Новугороду, о котором столь отчетливо повествовал в VI веке Иорнанд , рассмотрел бы рассказ Ангария, проповедника христианской веры в Швеции о разорении Славянска, рассмотрел бы сказания прусских летописцев о частых войнах россиян с пруссами еще в VI веке и другие летописи и легенды ясно доказывающими ошибочность мысли прихода Рюрика из Скандинавии, внимательнее бы рассмотрел предание, что озеро Ладога первоначально звалось морем (Нев по фински море) и крайней оконечностью Западного океана, прозванного Нестором Варяжским морем.
У Нестора: Варяги пришли из-за моря Варяжского, и я, сознавая это, ниже докажу, что они пришли из-за моря Варяжского, но вовсе не от Финского залива и не от Балтийского моря. Следственно, не из Скандинавии, как равно и не из Пруссии, и не от Средиземного моря.
............
Нево получило название озера, когда вся водность, окружающая Европу, по слову Нестора, была названа Варяжским морем, семидесятиверстная река Нева не существовала, но было только устье, протяжение озера Нево, соединявшее его с морем.
...........
В первые годы христианского летосчисления римские легионы, покорившие придунайские земли, встретили там славянский народ – сарматов, или савроматов; их два воинственные колена, страшные римлянам, были язиги и роксоланы. Понтское (Черное) море звалось Русским еще до Нестора. По преданиям исландским, между Балтийским морем и Ледовитым океаном обитали руссоланы. Пресвитер Гельмонд в своей хронике славян 1170 года говорит: «Раны, или ругианы, народ сильнейший из славян, один только имеет царя» (то есть самодержавное правление); а известно, что древние писатели часто изменяли букву s на z, на t и на r, и называли руссов: Russi, Russia, Rugia, Ruthenia, Roussen, Roussorum, Rougorum, Rugia; следственно, Гельмонд говорил о руссах.
.........
В 937 году в Магдебургских турнирах Генриха Птицелова участвовали: Princeps Russiae Welemir; Dux Russiae Radebotta и Princeps Rugiae Wensesslav (открытие из западных писаний. Морошкин Ф. Л., с. 20; Максимович М. А., с. 26).
Какие же варяги дали приказание иностранцам называть вовсе не скандинавов – россами, руссами, русинами, роксоланами, руссоланами, ругианами и ранами (последнее название – раны —не указывает ли на жителей Волги, звавшейся в древности Ра)?
Кстати В Ярославле у реки Волги есть приток Нора (наиболее крупный и заметный среди малых рек Ярославля).
Глава вторая.
Мои разыскания и доказательства, откуда пришел Рюрик и кто были его варяги
Неизвестность времен даже существования городов, которых видимы теперь только следы, как Кобыльего града близ Пейпуса и весьма многих других городищ; неизвестность времени построения многих и доныне существующих городов доказывает», что славяне Севера за много столетий до Рюрика имели оседлость, значительность и гражданственность, следственно, были столь же устроены, как и греки древних отдельных государств Греции, и, естественно, имели своих Демосфенов, Периклов, Фемистоклов, которые неминуемо проявятся в стране, раздробленной на малые области и управляемой выборными лицами.
Существование городов, то есть благоустроенных общин, не может быть без благоустроенности гражданской.
Ныне видим мы из сказания Бертиния, что руссы приходили к Константинополю в первый раз как послы в 839 году, а по свидетельству Симеона Логофета – приходили в 852 году как враги на бесчисленной флотилии, и патриарх Фотий в своем циркуляре говорит о них в 866 году, следственно, все это было ранее прихода Рюрика в 859 году и доказывает древнейшее существование России могучим государством; но как греки не могли писать о событиях на севере России, бывших прежде этого времени, то и наши бытописатели монахи, считая себя более греками, чем славянами, с полным небрежением к временам языческим, начинают свою новую историю с IX столетия; историю, прерванную также изобретением в 863 году Кириллом и Мефодием новой греко-славянской грамоты, заменившей древнейшую славянско-глаголитскую и руны жрецов славянских, – причем грамота глаголитская, изобретенная (по сказаниям) святым Иеронимом в IV или V веке, сделалась достоянием и знаменем славян-католиков; а кирилловская – славян греко-руссов. Остатки же рун, вовсе нам непонятных, мы и теперь видим на Варашевом камне (у берега Ладожского озера) и многих других.
.............
Татищев говорит: " Финны жили за Ладожским озером, которое на их языке называется Русским морем, следовательно Нестор мог привести Варяго-Руссов из-за этого моря. Если бы Рюрик и его Варяги были из за Одера или из Скандинавии, то с собой они принесли бы Католицизм. Так же Скандинавы испестрили бы Славянский язык вводом чуждых слов, но у Нестора в его списках и в Переяславском летописце, нет ни одного речения не Славянского.
У Нестора читаем "Славянск же язык и Русской "един есть, от Варяг бо прийдоша и призвашася Руссию, а первый больше Словене" не явственно ли, что Варяги Рюрика не имели ни малейшего тождества с Скандинавами; но были Славяне по происхождению и Руссы по прозванию.
Необходимо заметить, что летописцы России нигде не упоминают о толмачах (переводчиках) , между Варяжскими правителями, их сподручниками, разосланными по России и Славянским народам.
При Рюрике звание воина постоянного войска, обратилось в звание "Варяг", как нынче ближайшие к государю войска называются гвардиею, а все не регулярные, легкие войска зовутся козаками, и эти Русские Варяги имели свое время славы: в 902 году семисот Руссов-Киевских Варягов служили во флоте Греческом и им платили 100 литр золота (Карамзин, из memoire popul. II. 972-1035).
Происхождение слова варяги.
Есть Русское слово "Варъ" древнее выражение солнечного жара;
Варъ железо раскаленное до бела;
Варя - у солеваров продолжение работы от затопки печи до выноса соли на сушильню (На месте указываемой родины Древней Руси и Варягов, вокруг всего Ильменя было всегдашнее производство соли);
В Евангелии главе Х от Марка "Бяху же на пути восходящу во Иерусалим и бые варяя их Иисус", в переводе "и шел Иисус впереди их" (Евангелие на Славянском и Русском языке).
Варяти значило предуведомлять.
Всех вероятнее простое указание, что Варяги прозывались Варягами, Варандами, Верендами по именам рек Варяжи или Варанды и Веренды, на которых обитали. И сама река Варяжа могла получить прозвание от варяния соли наберегах ее.
...........
В житии Святыя Ольги, жены Игоря и в других сказаниях, мы читаем, что Ольга была из простого племени Варяжского, из селения Выбурского близ Пскова; следовательно она жила не в дальнем разстоянии от Варяжи, впадающей в Ильмень, и Варягами звались жители за-Ильменские.
Далее автор анализирует Русские до Христианские имена которые на первый взгляд не похожи на русские. Например
Турдуви - составленно из двух древне-Славянских слов: Тур - известный зверь и дуван - дележ охотничьей добычи.
Фастов- и теперь крестьяне называют: хвастуна - фастун.
Всего автор приводит более 50 имен и приходит к выводу что до Христианской религии имена брались вполне произвольно. Что в IX и X столетиях язычество у Россиян упадало, Католичество же и Греческая вера, заходя в Россию, увлекали Россиян к разнообразным именам.
Рюрик - на Балтийском поморье у Древних Сербов-(Ruric), -значит: Сокол следовательно имя Славянское...
В конце сочинения Васильев говорит о том что он хотел доказать
1) Громившие Европу: Скифы, Геты, Сарматы, Алланы, Хорбаты, Гунны, Болгары и другие вовсе небыли пришельцы Азиатские, но разноименные и однонародные - Славяне, обитавшие на берегах Каспийского, Азовского, Черного (Древле-Русского) морей и по Дунаю.
2)Варяги Рюрика и сбродники на Хортицах, Верингеры Константинополя, были разноплеменны и - разновековы и вовсе неимели тождественности между собою; а Нестор, и один только Нестор, увлекшись созвучностью слов, ошибочно прозвал Верингеров чуждым для них именем - Варягами.
3)Варяго - Руссы Рюрика, пришли от реки Варяжи из-за Ильменя.
Далее идут примечания к тексту книги.
Всего в книге 167 страниц. С 105 страницы начинаются оправдательные статьи.