Наткнулась на статью про "стимпанк". Если в двух словах, то это такой вид научной фантастики, в которой человечество не изобрело двигатель внутреннего сгорания (или по какой-то причине он не прижился), а продолжило свой путь с паровыми двигателями. Что отразилось на культуре выдуманного мира, где в одежде и предметах читается стиль викторианской эпохи (эпохи господства паровых двигателей). Вы всё поймёте по картинке ниже. Вот такая фантазия.
Что уж говорить, технологии конечно влияют и на нас, и на нашу культуру, и на образ жизни. Давайте вспомним достойные изобретения, которые не прижились или не получили должного распространения в нашем мире, а ведь могли бы здорово его изменить.
1. Постоянный ток
Начнём с "войны токов" - противостоянии Томаса Эдисона, использовавшего постоянный ток, и Николы Теслы с его переменным током. Все мы знаем, что Эдисон в этой "войне" проиграл. Конечно постоянный ток нашёл своего массового потребителя, например он питает общественный транспорт, такой как метро, трамваи, троллейбусы. И всё таки спектр его применения не такой широкий, как у переменного тока. Да, постоянный ток имеет множество преимуществ (применяйся он в бытовых домашних электросетях, риск получить электротравму или умереть был бы минимален), но с экономической точки зрения переменный ток оказался куда более выгодным, что и обусловило повсеместность его применения.
2. Дирижабли
Дирижабли имеют специфическое применение и сейчас, но уже не являются пассажирским транспортным средством. А ведь когда-то это были настоящие воздушные корабли с палубами и каютами, намного более комфортабельные чем современные самолёты. Но к сожалению после громкой катастрофы дирижабля "Гинденбург", в огне которого при посадке погибло 35 человек, репутации этого транспортного средства был нанесен непоправимый урон. И хотя можно было и дальше вести работы по усовершенствованию этих воздушных гигантов, общественное мнение было непреклонным. А жаль. Идея воздушного корабля преисполнена романтики.
Запомним несколько имён. Первым изобретателем дирижабля считается француз Жан Батист Мари Мёнье. Имя одного из известнейших конструкторов жёстких дирижаблей - Фердинанд фон Цеппелин, отсюда и название жёстких дирижаблей - "цеппелины".
3. Экраноплан или судно на динамической воздушной подушке
Транспортное средство больше похожее на самолёт на воздушной подушке, но классифицируется как морское судно. Оно передвигается на небольшой высоте (не более нескольких метров) от поверхности воды, земли, льда или снега в рамках действия аэродинамического экрана. Серьёзные работы над этими машинами велись главным образом в СССР, так как получили должную, в первую очередь финансовую, поддержку государства. Было бы неплохо помнить имена первых главных конструкторов - Роберто Бартини (жил и работал в СССР) и Ростислав Алексеев. Было даже налажено небольшое производство некоторых моделей, но в масштабное серийное производство экранопланы до сих пор не поступили (не забываем про развал Союза), хотя министерство обороны проявляется явную заинтересованность в этих машинах. Жаль, что отличную идею пока не удаётся довести до ума и поставить на промышленные рельсы, ведь у экранопланов интересные перспективы, в первую очередь в качестве судна спасения на воде (обладает явными преимуществами перед самолетом, вертолетом и водными судами).
4. Подводные дома
Эта идея связана с именем великого Жака Ива Кусто, который кстати вместе со своим коллегой инженером Эмилем Ганьяном, изобрели дыхательный аппарат - всем известный "акваланг". При жизни Кусто, собственно его командой и группой инженеров, удалось построить три подводных дома:
· Precontinent-1 на глубине 10 м. По сути просто перевернутая цистерна.
· Precontinent-2, в состав которого входили несколько отсеков с максимальной глубиной установки 27, 5м.
· Precontinent-3, глубина установки 100м.
Однако средства, затраченные на строительство последнего, оказались просто громадными, а понижение глубины установки требовали ещё большего финансирования, что было сопоставимо с затратами на исследование космоса. Прежние спонсоры - промышленники, владельцы донных буровых установок, отказались оплачивать дальнейшие научные изыскания в этой области из-за экономической несостоятельности подводных домов, в качестве промышленных зон. Надо отметить, что на большой глубине появляется множество проблем, связанных с обеспечением человека кислородом. Дышать воздухом на такой глубине невозможно, пришлось применять смесь гелия и кислорода, гелий же является очень дорогим газом, к тому же он принёс с собой множество иных проблем. Мероприятия по организации жизнедеятельности человека на большой глубине требуют солидных финансовых затрат, как на научные изыскания, так и на их реализацию.
Сейчас в мире есть всего несколько подводных домов, построенных на небольших глубинах. Ни о каком массовом завоевании океанических глубин речь не идёт.